Банки затрагивают интересы людей и предприятий, удовлетворяют хозяйственные и потребительские нужды. Разные лица исходя из своих интересов пользуются услугами банков. Физические и юридические лица, которые пользуются услугами банка называют клиентами.
В современных условиях организациям любого размера и вида деятельности не обойтись без банков, а значит и их услуг. В связи, с чем банковский сектор расширяется, открываются филиалы, отделения уже известных банков или же новые их коллеги. Вместе с ними растет и круг услуг, которые оказываются населению и организациям. В стремлении дать клиентам то, чего не дает никто, перечень этих услуг неуклонно растет, а уже освоенные всеми или большинством банков соревнуются в выгодности, удобстве, надежности, иными словами в общей привлекательности своего банка по сравнению с другими. И если в случае с нетрадиционным банковским сервисом у потенциального клиента может не возникнуть вопросов по поводу выбора банка, то когда вопрос касается самой распространенной и востребованной услуги как расчетно-кассовое обслуживание ответ на этот вопрос не так однозначен.
Специфика банковской деятельности состоит в том, что большую роль в процессе её осуществления играет доверие клиентов, инвесторов и банков-партнеров. В связи с этим важным моментом при формировании принципов корпоративного поведения банка является необходимость поддержания устойчивых, доверительных взаимоотношений с клиентами банка, которые возможны при условии соблюдения правовых норм и постоянного анализа инструментов обслуживания клиентов, к которым в первую очередь относятся стандартные банковские операции. Осуществляя которые кредитная организация стремится выполнять взятые на себя в отношении клиентов обязательства.
К пониманию того, что же такое расчетно-кассовое обслуживание, клиент, не имевший с ним дела до определенного момента, приходит весьма быстро. Самая простая и распространённая услуга, которую предоставляют все банки, заключается в открытии счета в рублях или валюте и операциях с ним.
В подобных услугах нуждаются многие люди, а организации в первую очередь. Более того, основной функцией банковской системы является именно проведение расчетов. Если всем спектром услуг, предоставляемым банком пользуется далеко не каждый клиент, то данная услуга используется без исключения всеми клиентами. Следовательно, правовая составляющая данных услуг банка во многом будет решающим фактором в процессе их осуществления.
Актуальность темы исследования определяется значением правого регулирования взаимоотношений банка и клиента при осуществлении стандартных банковских операций, среди которых одно из важных мест принадлежит расчетно-кассовому обслуживанию клиентов.
Особенностью темы и её проблематика заключается в рассмотрении правового регулирования взаимоотношений банка с клиентами, специфических особенностей заключения договора на банковское обслуживание, требований к открытию и ведению счетов, особенностей стандартных банковских операций, конкретно расчетно-кассовых операций, обеспечивающих легальность сделок.
Целью работы является исследование правового регулирования взаимоотношений банка и клиента в разрезе одной из стандартных банковских операций – расчетно-кассового обслуживания.
Исходя из поставленной цели основное внимание было уделено решению следующих задач:
рассмотреть правовые основы взаимоотношений банка с клиентами с позиции исследования нормативно-правовой базы их регулирования, в том числе обеспечивающую легальность сделок;
охарактеризовать стандартные банковские операции и правовые аспекты их осуществления, провести более детальное исследование в части расчетно-кассового обслуживания;
проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания клиентов, указав порядок и особенности заключения договоров на расчетно-кассовое обслуживание;
оценить объем, динамику и качество расчетно-кассовых операций кредитной организации за 2009 год;
рассмотреть применение электронных технологий в обслуживании клиентов, использование системы «Клиент-Банк»;
указать направления развития законодательной базы в области расчетно-кассового обслуживания.
Предметом исследования является взаимоотношения банка и клиентов при осуществлении стандартных банковских операций.
Объектом исследования является правовая основа взаимоотношений банка и клиента при заключении договора на банковское обслуживание.
Методологической основой исследования является использование как теоретических методов, таких как комплексный анализ, конкретизации, сравнение, классификация, обобщение, так и эмпирических - наблюдение, оценка, изучение опыта.
Научное значение работы заключается в уточнении особенностей расчетно-кассового обслуживании клиентов банка на современном этапе развития банковских операций.
Практическое значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в целях дальнейшего расширения и углубления знаний основ правового регулировании стандартных банковских операций, а так же послужить базой для дальнейшей реализации специалиста в банковской сфере.
Информационной основой работы являются нормативно-правовая документация, представленная Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодекс РФ, федеральными законами, инструкциями, положениями, указаниями Банка России; учебные пособия таких авторов как О.И. Лаврушин, А.Ю. Петрова; материалы периодической печати опубликованные в журнале «Вестник Банка России». «Банковское дело»; электронные ресурсы справочно-информационной системы «Консультант Плюс», «Гарант», БКБ, информационно-аналитические материалы сайта Банка России.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, приложений к работе.
Практическое содержание исследования, которое выражается в описании технологии операций, отражение их в учете, строится на материалах Дополнительного офиса №071 Орловского отделения Сберегательного банка РФ.
Дополнительный офис №071 Орловского отделения Сберегательного банка Российской Федерации с. Тросны является универсальным внутренним структурным подразделением отделения, расположенным вне его местонахождения; входит в единую систему банка и организационно подчиняется Орловскому отделению №8595 Сбербанка России.
Дополнительный офис осуществляет следующие операции с юридическими лицами: привлечение денежных средств клиентов в депозиты, осуществление расчетно-кассового обслуживания резидентов и нерезидентов: обслуживание счета, безналичные операции по счету, прием и перечисление платежей, кассовое обслуживание, прочие услуги, проверка соблюдения юридическими лицами порядка работы с денежной наличностью, выполнение функций агента валютного контроля при проведении резидентами и нерезидентами валютных операций, расчетно-кассовое обслуживание с использованием системы «Клиент-Сбербанк», открытие и ведение обезличенных металлических счетов
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 57 страниц и приложения.