Функционирование надежной системы расчетов является одной из главных задач современного крупного кредитно-финансового института. В сложившихся условиях жесткой борьбы банков за клиентов, побеждает тот банк, который может обеспечивать высокоскоростное («день в день») проведение платежей по всей стране.
Внедрение электронного документооборота позволило значительно сократить время прохождения платежей (до нескольких часов: с момента списания со счета до момента зачисления на счет в другом банке). Это стало возможным благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения и признанию законодательно ЭЦП (электронно-цифровой подписи) и ЭПД (электронных платежных документов, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше. Преимущество данной технологии заключается в том, что отправка файлов может происходить в течение всего дня, т.е. списали определенное количество платежных поручений – отправили в расчетный центр и так несколько раз в день. Таким образом, чем раньше мы отправим платежный документ, тем выше вероятность, что он дойдет до конечного получателя “день в день”.
В плане получения зачисления на счета клиентов все происходит аналогично:
Получение файла
Проверка на целостность ЭЦП и расшифровка
Формирование единого файла входящих платежных документов.
Обработка файла бухгалтерией.
Передача файлов в структурные подразделения отделения для зачисления.
Зачисление на расчетные (лицевые) счета (автоматически или вручную).
К файлам с ЭПД прилагается выписка, которую расчетный центр формирует для филиала два раза в день:
промежуточная выписка (в 14 часов 00 минут)
окончательная выписка (в 07 часов 00 минут)
Сейчас можно смело утверждать, что платежное поручение клиента принесенное до 11 часов через 3-5 часов окажется, например, в г. Орле на счете у контрагента или платежи, списанные с расчетных счетов в дополнительных офисах и других кредитных организациях (банки, имеющие прямые корреспондентские отношение с головным отделением Сбербанка) утром, поступят в филиал в этот же день.
Однако существуют внутренние банковские технологии, позволяющие проводить платежи внутри одного банка практически ежесекундно.
При такой технологии (она носит название «main frame») есть главный компьютер (основной сервер). Все операции по обработке данных происходят на нем, а центральные компьютеры в отделениях банка служат для систематизации исходящих со всеми прикладными программами («Операционный день», «Баланс», «Кредиты» и т.п.)
- отсутствие ручной обработки информации.
Единственным недостатком данной системы является стационарное программное обеспечение (т.е. невозможность быстрой его адаптации к изменяющимся условиям). Однако в современных условиях для того, чтобы выжить, банкам приходится внедрять у себя онлайновые технологии, позволяющие минимизировать время прохождения платежа до конечного получателя.
Деятельность Банка направлена на совершенствование функционирования платежной системы России, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов. В то же время рассматривается вопрос о целесообразности и эффективности использования форматов на базе SWIFT как в проектируемой системе валовых расчетов, работающей в режиме реального времени, так и в других системах расчетов Банка России.
Расчеты с помощью банковских карт становятся все более популярными, все их технические возможности предназначены для наиболее быстрого прохождения платежа по пути «клиент-банк» максимально приближены к мы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам.
Банк активно овладевая передовой технологией, стремится перенять:
прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (ЭП), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;
надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения.
Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнения клиринга -открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
Также в случае неплатежеспособности банка-эмитента разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций.
Предлагаемая стратегия повышения эффективности расчётно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности:
время проверки правильности заполнения одного платежного поручения сократится на расчеты электронных платежей, модемной и спутниковой связи для перечисления денежных сумм из различных регионов России, позволит добиться ускорения расчетов между банком и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций.