В результате проведенного исследования представляется возможным сделать вывод, что решение проблем совершенствования правового регулирования взаимодействия банка и клиентов имеет большое теоретическое и практическое значение. Решение данной проблемы заключается в последовательном рассмотрении вопросов, связанных с осуществлением стандартных банковских операций, Основное назначение современных банков в системе расчетов – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям, и вопросы правового регулирования расчетных отношений сегодня находят отражение во все возрастающем числе публикаций, в широком диапазоне их охвата и представляют значительный интерес для исследования существующего неудовлетворенного практического интереса со стороны специалистов, работающих в банковской сфере, и субъектов предпринимательской деятельности, обязательным условием функционирования которых является осуществление безналичных расчетов с целью выполнения ежедневно возникающих обязательств.
О значении расчетных отношений, возникающих между банком и клиентом говорит и то, какое внимание этому уделяет законодательная и исполнительная власть Российской Федерации. Так, в настоящее время вносится ряд поправок в нормативно-правовую базу, регулирующую расчеты и тесно связанные с ними отношения.
Тема правового регулирования взаимоотношений банка с клиентом, а также анализ инструментов обслуживания, в том числе расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, интересна тем, что расчетно-кассовое обслуживание является стандартной банковской операцией и занимает определенную долю в общей структуре деятельности большинства банков.
Исходя из того, что состояние действующего законодательства о расчетах трудно признать удовлетворительным, а также с целью повышения ответственности и предотвращения злоупотреблений и мошенничества в сфере расчетных отношений весьма целесообразным представляется анализ легальности осуществления расчетов, прежде всего осуществляемых в безналичной форме. Обусловлено это тем, что сфера безналичных расчетов как составляющая денежного обращения в последнее время из-за своего резкого расширения претерпевает наиболее существенные изменения, активно идет поиск оптимальной структуры взаимоотношений между кредитными учреждениями, их клиентами и государством, и, наконец, безналичные расчеты в силу своего интенсивного развития имеют значительный удельный вес в объеме осуществляемых платежей.
В ходе подготовки дипломного проекта были определены и реализованы задачи:
Проанализированы организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания клиентов (юридических лиц). В этой связи были определены основные операции ДО №071 Орловского отделения №8595 Сберегательного банка Российской Федерации, осуществляемые банком с клиентами-юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках расчетно-кассового обслуживания, а также широкий спектр услуг, предлагаемых банком;
Охарактеризована нормативно-правовая база, регулирующую правовые взаимоотношения банка с клиентами, а также обеспечивающую легальность сделок. Основные из них: Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию доходов) и противодействию терроризма»; нормативные акты Банка России - инструкция «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)», указание «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»; документы Сбербанка РФ - порядок открытия и ведения счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами, порядок организации работы по предоставлению услуг с использованием системы «Клиент-Сбербанк» и другие.