участник НИС имеет право приобрести в собственность как одно, так и несколько жилых помещений[17];
согласно статье 29 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» залогодатель сохраняет право пользования имуществом, вправе использовать это имущество в соответствии с его назначением. Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания, проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора;
программа «Военная ипотека» позволяет получить для приобретения жилья кредит на сумму, которая в несколько раз превышает лимит стандартного ипотечного кредита, на который мог бы рассчитывать военнослужащий при своих доходах.
Недостатки:
размер накоплений участника зависит только от продолжительности военной службы, а не от воинского звания, должности, места прохождения службы, нуждаемости военнослужащего в жилье;
существующее на данный момент ограничение выбора жилья только квартирами в многоквартирном доме на вторичном рынке, поскольку по условиям программы "Военная ипотека" нельзя приобретать дома с участками и жилье на этапе строительства;
ограничение максимального размера кредита 2 млн. рублей. Во многих городах этих денег достаточно, чтобы купить благоустроенную квартиру, но в некоторых больших городах этой суммы может не хватить, чтобы купить комфортное жилье;
в отдельных случаях выделение средств военнослужащим зависит от решения федерального органа исполнительной власти, что способствует возникновению и распространению среди высших военных чинов взяточничества и «торговли влиянием»;
имущественный налоговый вычет не распространяется на военнослужащих – участников НИС, так как приобретение жилья участником НИС в рамках НИС осуществляется за счет средств целевого жилищного займа (средств федерального бюджета);
при предоставлении ипотечного кредита осуществляется страхование как здоровья военнослужащего так и предмета залога, при этом все расходы, связанные с этим теоретически осуществляется за счет средств целевого жилищного займа, но фактически несет сам военнослужащий из собственных средств;
фиксированная сумма целевого жилищного займа, которая не зависит от состава семьи, выслуги лет и льгот;
размер жилищных накоплений не учитывает разницу рыночных цен на жилые помещения в различных регионах России;
не предусматривается возможность размещения средств жилищных накоплений непосредственно в программы, связанные со строительством жилья для военнослужащих;
необоснованно лишены права на использование жилищных накоплений военнослужащие, увольняющиеся по таким «некомпроментирующим основаниям», как истечение срока контракта или существенные и (или) систематические нарушения в отношении военнослужащего условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти.
Одним из основных преимуществ новой системы является возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в НИС, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья.
Военная ипотека взяла за основу долгосрочный характер воинской службы (в среднем 15-20 лет) и предусмотренные в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.
В результате, проведенного мной анализа НИС жилищного обеспечения военнослужащих видно, что преимущества данной программы на 50% превышают её недостатки. О чем также свидетельствуют данные приведенные ниже.
Военная ипотека – это динамично развивающаяся система обеспечения жильем военнослужащих с растущим числом ее участников. Из года в год количество участников системы растет, начиная с 2005 года по настоящее время, участниками НИС стали более 150,0 тыс. человек, в том числе по годам[18]: