Постепенное снижение в течение 2003 года центральным банком республики ставки рефинансирования на 1-2 % в месяц при сохранении ее реального положительного значения вело к некоторому удешевлению банковского кредита, облегчению финансового положения предприятий, стабилизации налоговых поступлений. За этот год белорусские банки сумели увеличить объем кредитного портфеля почти на 60 % по сравнению с 2002 года. Наметилось некоторое сокращение доли кредитов в иностранной валюте и увеличение ссуд в белорусских рублях. Вместе с тем коммерческие банки пока недостаточно ориентированы на долгосрочное кредитование предприятий, что объясняется проблемами как в банковской сфере, так и в финансовом положении самих предприятий.
Ужесточение требований к размерам банковского капитала банков привело к тому, что только за 2003 год собственный капитал белорусских банков вырос на 31 % в евро или на 77 % в номинальном выражении в белорусских рублях и составил в марте 2004 года около 800 миллионов евро. Вместе с тем финансовая мощь белорусской банковской системы еще пока недостаточна.
Несмотря на обозначившиеся тенденции развития белорусских банков в сторону рыночной системы, продолжали оставаться элементы централизованной банковской системы, которые поддерживались административными методами управления. Сохранялась и даже усиливалась монополизация банковской сферы. В октябре 1999 года было решено создать единую в стране службу инкассации. В конечном итоге функции инкассации наличных денег были переданы Национальному банку, а также шести уполномоченным обслуживать государственные программы банкам. Остальные банки были лишены лицензии на проведение этой операции. Отражением политики, направленной на усиление административных рычагов влияния государства в экономике, явился начавшийся в конце 2003 года постепенный перевод счетов предприятий государственного сектора экономики в государственные банки или банки, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Практиковались рекомендации органов денежно-кредитного регулирования коммерческим банкам по снижению процентных ставок кредитов – на нерыночной основе. Продолжалось административное регулирование проведения кредитных операций коммерческими банками в рамках выполнения решений правительства по финансовой поддержке весенне-полевых и уборочных работ, государственных закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Все это не способствовало созданию свободной конкуренции в банковской системе и одинаковых условий хозяйствования.
В середине 2002 года получила одобрение исполнительной власти Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 гг., которая определила целевые ориентиры совершенствования, задачи и направления развития банковского сектора страны. Ее реализация должна привести к формированию банковской сферы, приближенной по своим характеристикам к банковским системам динамично развивающихся стран.