В отличие от большинства стран с переходной экономикой спецификой белорусской модели национальной экономики в начале ХХI в. является преобладающая доля государственной собственности. Соответственно и масштабы государственного регулирования народного хозяйства в Беларуси были значительно выше, чем в странах, осуществивших приватизацию государственных предприятий. Эта особенность национальной экономики находила отражение и в банковской системе.
Республика Беларусь относится к странам с высокой долей концентрации банковского капитала. Сохраняется выделенная исполнительной властью группа банков, уполномоченных обслуживать государственные программы и мероприятия - ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Приорбанк», а также ОАО «Белоруский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», на которые приходится порядка 80-90 % ресурсов. Государству принадлежит контрольный пакет акций в четырех банках - ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белоруский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк». На их долю приходится около 70 % активов, 60 % собственного капитала и 40 % привлеченных средств населения. Концентрация банковских операций в крупных банках, их привилегированное положение обусловливают слабую конкуренцию в кредитной сфере, неодинаковые экономические условия функционирования.
На рубеже нового столетия обозначилась тенденция развития и укрепления банковской системы Беларуси, что проявилось в росте ее устойчивости, расширении состава и повышении качества банковских услуг, защите интересов вкладчиков и кредиторов, повышении качества банковских услуг. Этому в определенной степени способствовало принятие в октябре 2000 г. Банковского кодекса – кодифицированного банковского закона государства. Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности», принимавшиеся десять лет назад, в начальный период формирования банковской сферы, во многом устарели. Банковский кодекс собрал воедино как общие нормы регулирования создания и функции банков, так и нормы, касающиеся проведения отдельных банковских операций. банковский система национальный беларусь
Начиная с 2000 г. наблюдалось некоторое сокращение централизованных кредитов Национального банка. Банки республики стали активнее проводить политику, направленную на кредитование экономики. С мая 2004 г. Центральным банком республики были сняты существенные ограничения при предоставлении юридическим лицам кредитов в иностранной валюте. Теперь банкам разрешалось кредитовать практически любые эффективные проекты.
Одной из ключевых проблем для национальной банковской системы оставалась возвратность кредитов, особенно в иностранной валюте, в немалой степени обусловленная ростом числа убыточных предприятий. Общий объем проблемных кредитов составил к 2000 г. около 18 %, поэтому была активизирована работа в этом направлении. Белорусские банки, используя права, предоставленные им Указом президента от 21 марта 2000 г. «О направлении представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов в иностранной валюте и выполнений условий залога», получили возможность осуществлять непосредственный контроль за движением средств в иностранной и национальной валюте, взыскивать их в бесспорном порядке с текущих счетов заемщика и их поручителей, приостанавливать выплаты заработной платы работникам аппарата управления кредитополучателя сверх минимального потребительского бюджета на одного работающего и др. В последующие годы обозначились конкретные результаты политики снижения доли «плохих» кредитов. В 2001 г. удельный вес проблемной (пролонгированная, просроченная и сомнительная) кредитной задолженности сократился до 14.9 %, в 2002 г.- до 9 %, а в 2003 г.- до 4 %.