Совет управляющих отвечает за общее руководство и контроль работы денежной и банковской систем страны. Эффективность мероприятий Совета достигается с помощью определенной техники управления денежным предложением. Деятельности Совета помогают Комитет открытого рынка и Федеральный консультативный совет.
Комитет открытого рынка определяет политику Федеральной резервной системы в области закупок и продажи государственных облигаций на открытом рынке. Федеральный консультативный совет выполняет лишь функцию консультативного органа и не участвует напрямую в формировании политики.
Американская банковская система имеет двенадцать федеральных резервных банков, являющихся центральными банками, квазиобщественными банками и банками банков. Основу финансовой системы составляют около 13800 коммерческих банков. Около 2/3 из них являются банками штатов, т.е. частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Оставшаяся 1/3 часть банков получает чартеры от федерального правительства, т.е. являются национальными банками.
Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Центральные банки американской экономики находятся в частной собственности, но при этом управляются государством. Они придерживаются политики, улучшающей состояние экономики в целом.
Федеральные резервные банки принимают вклады банков и сберегательных учреждений и предоставляют им ссуды. Также они осуществляют выпуск наличных денег. Сберегательные учреждения имеют самостоятельные органы контроля. В настоящее время на сберегательные банки распространяются резервные требования. Это позволяет им получать займы Федеральной резервной системы.
Банки выполняют важную роль в механизме функционирования рыночной экономики. С их помощью капитал переливается в наиболее рентабельные отрасли и регионы. Такой механизм способствует экономическому, социальному и технологическому прогрессу общества.
По мере концентрации и централизации промышленного капитала происходит концентрация и централизация банковского капитала. Из посредников в платежах банки превращаются в монополистов, играющих новую роль. Банковские монополии вкладывают значительную часть капиталов в реальный сектор экономики. Таким образом, они в целях контроля использования денежных средств постепенно сращиваются с промышленным капиталом путем взаимопроникновения промышленных и банковских монополий. Инвестиционная деятельность банков растет быстрее их учетно-ссудных операций. Банки превращаются в прямых участников производства, в совладельцев торгово-промышленных корпораций.
Одновременно с внедрением банковского капитала в промышленный капитал происходит внедрение торгово-промышленных монополий в банковское дело. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к формированию финансового капитала, а в результате – к зарождению финансовой олигархии, представляющей финансово-монополистическую группу.