Ресурсная база банков все больше основывается на средствах предприятий и организаций. Рост капитала и ресурсной базы кредитных организаций, улучшение качества их кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы. Однако ряд проблем развития банковской системы РФ по-прежнему нерешен.
К основным факторам рисков относится низкий темп структурных преобразований в экономике, несовершенство системы налогообложения, низкая кредитоспособность многих отечественных предприятий, плохой уровень раскрытия ими информации, слабость нормативно-правовой базы, обеспечивающей права кредиторов.
Коммерческие банки являются основным звеном кредитной системы. они выполняют практически все виды банковских операций. Среди функций коммерческих банков выделяются:
· прием вкладов на текущие счета;
· краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий;
· осуществление расчетов между промышленными и торговыми предприятиями.
Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные, торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах.
На современном этапе развития международной банковской системы выделяется два основных типа организации банковской системы в развитых странах:
1. кредитная система с Центральным банком;
2. кредитная система с федеральным резервом.
Как было рассмотрено выше, банковская система России относится к первому типу. Примером организации банковской системы по второму типу может служить банковская система США.
Статус доллара США как мировой резервной валюты на протяжении полусотни лет после подписания бреттон-вудского соглашения давал США немалое преимущество. Европейской банковской системе было сложно конкурировать с Федеральной резервной системой США, т.к. в развитых странах Европы государственные центральные банки были разрозненны, каждый из них эмитировал собственную национальную валюту. Так, в 1962 году Европейской Комиссией был объявлен переход к единой Европейской валюте как одна из стратегических целей, хотя в это время по бреттон-вудской системе золотовалютного стандарта были установлены фиксированные соотношения между валютами.
Главы западноевропейских государств 2 мая 1998 года в Брюсселе подписали меморандум о вступлении в коллективную денежную систему одиннадцати стран: Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции. Таким образом, европейские банки в настоящий момент активно интегрируются в валютные рынки, рынки капитала и рынки банковских услуг других стран и регионов.
Банковская система США сформировалась под воздействием Закона о Федеральной резервной системе, Закона о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле, принятого в 1980 г. В центре денежной и банковской системы США находится Совет управляющих Федеральной резервной системы.
Федеральная резервная система – это независимая организация; ее нельзя упразднить по желанию президента или конгресса. Для ее изменения необходимо создать специальный законодательный акт. Члены Совета защищены и изолированы от политического давления длительными сроками своих полномочий.
Семь членов Совета назначаются президентом по согласованию с Конгрессом. Сроки их полномочий длятся 14 лет. Однако раз в два года один член Совета заменяется. Этим действием Совету дается возможность действовать последовательно, иметь компетентных членов, быть независимым и пользоваться автономией.