В последнее десятилетие XIX века в истории российских сберегательных касс образовалась новая эпоха, связанна с именем министра финансов Сергея Юльевича Витте. В это время была проведены многие реформы в финансовой сфере, из которых особенно выделяется денежная (1895-1897). Основной валютой стал золотой рубль, ставший хорошим подспорьем, как во внутренней, так и во внешней политике. Данное десятилетие характерно небывалым подъемом притока иностранного капитала в нашу страну. Денежно-валютное устройство России теперь адекватное общемировому, способствовало росту темпов экономики. Не менее важное значение введение твердой валюты имело для прогресса и стимулирования населения, которое получило, в свою очередь, надежный ресурс для хранения и накопления капитала. Поэтому в высших кругах встал вопрос о реорганизации сберкасс и их модернизации.
С гигантским ростом сберегательных учреждений возникло предложение о пересмотре Устава 1862 года, так как он не отвечал многим требованиями нынешнего времени и во многом устарел.
В проекте Устава кассам разрешалось выдавать ссуды за счет свободных капиталов, преимущественно городскому и сельскому населению. За основу был взят опыт французских касс, где средства сберкасс выдавались на нужды народного кредита. Однако эта тенденция не приобрела популярности, и от неё решено было отказаться.
В результате работы комиссии Министерство финансов разработало проект нового Устава, который предоставлял возможность и далее использовать капиталы сберкасс на покупку государственных ценных бумаг. Новый Устав, одобренный Государственным советом, вступил в силу 1 июня 1895. Распоряжаться портфелем ценных бумаг и свободной наличностью сберкасс должен был сам министр финансов. Центральное же руководство сосредоточилось в Управлении сберегательных касс при Совете Государственного банка(1894).
В отношении операций новых касс решено было оставить верхний предел вклада для физического лица в размере 1 тысячи рублей, для юридических – 3 тысяч. Почему же лимит был сохранен? Сберкассам стремились придать вид благотворительных учреждений для бедных и ограничивали массовое истребление вкладов кризисом или дефолтом.
Главным отличием нового Устава было изменение порядка открытия касс. Отныне министр финансов мог открывать сберегательные органы при всех финансовых ведомствах, а также при общественных, государственных и частных заведениях. Таким образом, процедура основания асс была упрощена до минимума.
В это время отменена была норма взноса за 1 раз, но оставлено ограничение вклада. В случае превышения лимита в 1 тысячу рублей на излишек не выплачивались проценты, о чем вкладчик ставился в известность. При достижении предела излишек поступал в государственные фонды, если со стороны клиента не поступало других распоряжений. По Уставу 1895 клиенту выдавалась одна книжка на вклад до востребования и одна – на лицевой счет. Проценты начислялись помесячно, и в начале года причислялись к сумме вклада.
По Уставу 1895 года, российские сберегательные кассы, являясь по существу правительственными, получали официальное название "государственных"; правительство гарантировало сохранность привлеченных сбережений вкладчиков, кассы обязывались хранить тайну вкладов, о состоянии которых имели право сообщать только самому вкладчику или его наследникам и т.п. В административном отношении общее руководство кассами возлагалось на специальное Управление во главе с управляющим, являющимся одновременно одним их директоров Государственного банка. В соответствии с новым Уставом в круг основных операций сберегательных касс вошли:
- прием вкладов с одновременной выдачей сберегательной книжки (вклады до востребования, условные взносы, взносы с особым назначением: на детей до их совершеннолетия, "на погребение" и т.п.);
- приобретение ценных бумаг по поручению клиентов касс;
- услуги по переводу вкладов в другие сберегательные учреждения;
- предоставление ссуд и другие операции.
Клиенты, имевшие вклады в кассах, делились на две группы: единоличные (граждане) и коллективные (юридические лица).
После введения нового устава Министерство финансов во главе с Витте стремилось привлечь к новой системе те слои населения, которые пока слабо участвовали в процессе взаимодействия со сберкассами. В 1897 году были предприняты шаги по оживлению фабрично-заводских касс. В связи с волной экономических стачек правительство старалось использовать кассы, как средства "самопомощи", уменьшающей борьбу пролетариата и буржуазных кругов.
Однако в основу был положен принцип, не оправдавший себя в более ранние годы – принцип имущественной ответственности владельцев промышленных заведений за операции касс. В случае, например, растраты приказчиком суммы, хозяин должен возместить ущерб из своего кармана.