Развитие и совершенствование системы кредитного скоринга отбора заемщиков с взвешенным использованием зарубежного опыта должно улучшить качество услуг, оказываемых банками корпоративным клиентам, и содействовать наращиванию объемов кредитования [28, с.27-29].
Таким образом, кредитный риск является основной причиной банковских проблем. Кредитование является одной из основных функций в деятельности банковских учреждений, в процессе которой они сталкиваются с вероятностью невозврата заемщиком полученных средств, вследствие неспособности или нежелания при его кредитовании (то есть с кредитным риском). Управление кредитным риском, выявление причин невозможности или нежелания контрагента выполнять свои обязательства по возврату заемных средств, определение новых методических подходов по снижению рисков являются предметом пристального внимания отечественных банков.
Направлением повышения эффективности кредитных операций, по нашему мнению, является снижение текущих расходов на их осуществление. Решение данной задачи возможно за счет рационализации и реорганизации операций кредитования клиентов.
Кредитование клиентов - трудоемкий, многооперационный процесс, в котором участвует большое количество высокооплачиваемых специалистов. Это, в свою очередь, порождает высокие затраты на его осуществление.
Для совершенствования кредитного процесса предлагается внедрить в практику банковского менеджмента концепцию процессного подхода.
В последней версии международного стандарта ISO 9001-2008 говорится, что "…для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".
Идея представления организации в виде совокупности процессов, а управления ее деятельностью как управление набором процессов стала распространяться в конце 1980-х годов. Получив первоначальное развитие в рамках классической школы менеджмента, в настоящее время процессный подход стал основной современной концепцией в теории и практике менеджмента. Вопрос процессного подхода к управлению деятельностью предприятия находит достаточно широкое отражение в трудах зарубежных и отечественных авторов. Здесь в первую очередь необходимо упомянуть работы таких авторов, как Хаммер М., Чампи Дж, Робсон М, Марка Д.А., МакГоуэн К., Калянов Г.Н., Клейменова М.С., Маклаков С. В, Окулесский В.А., Репин В.В., Черемных С. В.
Передовые компании мира приняли на вооружение этот подход и на практике доказали важность, эффективность, экономичность и прогрессивность перехода на процессно-ориентированную систему управления производством [30, с.39-40].
Внедрению на предприятии процессно-ориентированной системы управления должно предшествовать серьезное процессно-функциональное и информационное обследование с целью определения степени оптимальности процессов, их взаимосвязи и распределения ресурсов. Адекватное описание процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Целью моделирования является создание точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей между ними.
Результат моделирования - функциональная модель, представляющая собой описание, с требуемой степенью детализации, сети процессов организации с целью их планирования, обеспечения, управления и улучшения. Одной из наиболее распространенных методологий для создания функциональных моделей сложных систем является методология IDEF0. В 1993 г. методология IDEF0 была утверждена в качестве федерального стандарта США для функционального моделирования. В 2000 г. Госстандарт России принял руководящий документ "Методология функционального моделирования IDEF0" для целей реинжиниринга деловых процессов и процессов менеджмента качества.