1. Чрезмерно высокая цена страхования на традиционном рынке. В большинстве видов страхования существует тенденция возрастания требований страховщиков к клиентам принимать все более возрастающую пропорцию риска на себя. При страховании имущества, например, страховщик, может установить уровень собственного удержания для застрахованного предприятия в размере $50.000 и более на каждый страховой случай. Это означает, что при убытке от пожара, скажем в $60.000, предприятие возьмет на себя первые $50.000, а страховщик заплатит только лишь $10.000. При убытке менее $50.000 страховщик не заплатит ничего. Кэптив может стать наиболее эффективным методом финансирования той части риска, которую предприятие может оставить на собственном удержании.
2. Получение прямого доступа к рынку перестрахования. Выступая в глазах застрахованного гарантом возмещения всех убытков, возникающих вследствие страхового события, страховщик фактически не берет на себя ответственность в полном объеме — часть риска, очень часто значительная — до 80-90% передается в перестрахование. Учредив кэптив, материнская компания может получить прямой доступ к рынку перестрахования, устранив лишнее звено - традиционного страховщика, и тем самым значительно снизить расходы на страховое покрытие.
3.Невозможность получить необходимое страховое покрытие на традиционном рынке страхования. В ряде случаев предприятие не может получить покрытие определенных рисков на традиционном рынке или получить страховой полис в том виде, который ему необходим. Используя кэптив, предприятие получает возможность строить свою страховую программу в соответствии с его конкретными нуждами.
4. Возможность накопления денежных ресурсов через кэптив наиболее эффективным путем. В ряде стран страховые премии, уплачиваемые предприятием страховой компании, относятся к затратам и вычитаются из налогооблагаемой базы. В этих случаях кэптив может стать наиболее эффективным методом для финансирования той части страхового покрытия, которое предприятие оставляет на собственном удержании, и накопления страховых резервов. Более того, если кэптив учрежден в стране с благоприятным налоговым режимом (например, на острове Мэн), то он может быть освобожден от уплаты налогов на прибыль или доходы.
5. Диверсификация деятельности материнской компании. Включение кэптивной страховой компании в состав группы может расширить возможности материнской компании по управлению денежными ресурсами группы, превратить страхование из источника ежегодных расходов в источник прибыли и в конечном итоге способствовать выходу группы на рынок как профессионального коммерческого страховщика, страхующего как риски группы, так и риски третьих лиц [19. С.26].
Учредитель кэптива определяет стратегию развития компании, программу страхования и перестрахования, распределение полученных доходов и прибыли, назначает менеджера и утверждает Совет директоров.
Менеджер обеспечивает подготовку правил и полисов страхования конкретных рисков, реализацию программы страхования, контакты с брокерами, рассмотрение и урегулирование исков застрахованных, инвестирование свободных денежных средств кэптива. Совет директоров кэптива обычно состоит из двух представителей компании-менеджера и трех представителей учредителя, что обеспечивает полный контроль учредителя за делами кэптивной компании. Важно подчеркнуть, что компания-менеджер работает от лица и в пользу учредителя кэптива, а все доходы от страховой и инвестиционной деятельности принадлежат учредителю. Компания-менеджер получает за свою работу вознаграждение, размер которого устанавливается в договоре, заключаемом между ней и учредителем кэптива.