В большинстве индустриально развитых стран общие нормы о страховании подвергнуты кодификации. Например, в Италии нормы о страховании сосредоточены в главе ХХ части III книги четвертой Гражданского кодекса, в Японии страхованию отведена глава Х книги третьей Торгового кодекса.
В Англии страховое законодательство до настоящего времени не кодифицировано, если не считать законов, касающихся некоторых отдельных видов страхования (Закон о страховании жизни 1774г., изданный свыше 200 лет назад). Аналогичным образом обстоит дело в США, где страхование отнесено к ведению штатов; законы, которые действовали бы на территории всей страны, пока отсутствуют. Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии страховым компаниям.
Основной отличительной особенностью страхового рынка за рубежом является малое количество обязательных видов страхования. На Западе получил широкое распространение только один вид обязательного страхования — страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Кроме этого существует ещё ряд отличий страхового рынка за рубежом от страхового рынка в России:
1. Высокая страховая культура населения;
2. Большой опыт и профессионализм страховщиков;
3. Высокая конкуренция на страховом рынке среди страховщиков;
4. Льготы по налогообложению для страхователей, а также ряд других причин [17. С.59].
Ещё одной из отличительных особенностей страхового рынка за рубежом является наличие страховых брокеров. С одной стороны, работа через брокерскую сеть, для клиентов, дороже, так как брокерская комиссия увеличивает ставку страховой премии. С другой стороны, брокер лучше знает рынок, знает страховщиков, уровень ставок и может сэкономить предприятию массу работы по вопросам поиска надёжной страховой компании.
Страховой брокер — фирма, являющаяся неотъемлемой частью страхового рынка на Западе и осуществляющая консультации для клиентов страховых компаний по вопросам выбора страховщика [27. С.30].
Брокер является весьма важным участником рынка при условии, что это нормальный брокер, выполняющий всю подготовительную и организационную работу по заключению страхования, а порой, и по урегулированию убытков.
Ещё одним из отличий зарубежного страхового рынка являются кэптивные страховые компании. В самом простом определении кэптив — это страховая компания, которая страхует риски своей материнской компании.
Заметим, что кэптив необязательно ограничен в своей деятельности страхованием рисков только своего родителя; он может также страховать риски ассоциированных компаний, например дочерних компаний.
Кэптив может быть учрежден одной компанией или ассоциацией компаний. Обычно учредитель кэптива — это крупная компания или группа, не принадлежащая к страховой отрасли, активы которой исчисляются в десятках и сотнях миллионов долларов, нуждающихся в страховой защите. Примером может служить крупное транспортное предприятие - судовладельческая компания (пароходство) или авиапредприятие, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров. На страхование средств транспорта и страхование ответственности перевозчика перед пассажирами и третьими лицами такая компания тратит значительные средства (сотни тысяч, а то и миллионы долларов ежегодно) в виде страховой премии, уплачиваемой страховщику. Вполне вероятно, что через кэптив материнская компания может получить значительные выгоды и преимущества.
Концепция кэптивного страхования также применима в других отраслях коммерческой деятельности - крупные промышленные предприятия, экспортно-импортные организации, финансовые учреждения и промышленно-финансовые группы могут найти целесообразным создание кэптива для обслуживания собственных страховых потребностей [23. С.19]. Основными причинами для создания кэптивной страховой компании могут быть: