Обычно видение — это подробнейшее описание будущего состояния банка, которое формируется итерационно и коллективно, с участием его собственников, руководителей и ведущих специалистов. Если хотите, мечта, которой все они хотят (и берутся) достичь. Эффективное видение создается, когда все участники его создания профессионально разбираются в бизнесе, его окружении, клиентах, конкурентах, технологиях банка, квалификации персонала и пр.
В некоторых банках разрабатывается стратегический документ, который называют концепцией развития и где отражаются миссия, видение, философия и принципы деятельности банка, а кроме того, излагается укрупненная стратегия его развития.
Миссия и видение (как «цель целей») выступают в качестве основы стратегического анализа, средства оценки правильности выбора стратегических целей и стратегии на каждом этапе развития компании.
· Формулировка миссии и видения банка, определение предварительных целей бизнеса.
· Стратегический анализ: внешний анализ (конкурентные факторы успеха, потребности клиентов, окружающая среда, угрозы и т.д.); внутренний анализ (качество внутренних процессов, отличительные компетенции, слабости и т.д.); инструменты (SWOT-анализ, оргдиагностика, PEST и др.).
· Уточнение стратегических целей (количественные показатели): финансовых, рыночных, по внедрению технологий, по развитию персонала.
· Формулировка стратегических альтернатив.
· Разработка финансовой модели банка. Разработка критериев оценки. Моделирование стратегических альтернатив и сравнение их между собой.
· Выбор наиболее рациональной стратегии, ее утверждение.
Далее вступают в действие инструменты, позволяющие обеспечить эффективную реализацию стратегии. Не стоит забывать об основных проблемах управления банком, без решения которых обречена на неудачу даже самая замечательная стратегия:
· формирование культуры стратегического управления (понимание своей ниши на рынке, наличие вектора развития, целенаправленное формирование конкурентных преимуществ);
· встроенный в систему управления механизм, обеспечивающий внедрение стратегии (связь операционного и стратегического управления: системы планирования и бюджетирования, системы оценки и мотивации, эффективный механизм контроля и обратной связи);
· гибкость структуры управления банком (от жесткой функциональной иерархии — к проектным командам, горизонтальному взаимодействию, главные приоритеты — работа с клиентами и скорость изменений);
· постоянный поиск путей повышения эффективности, инновационность (в том числе модернизация технологий, гибкость бизнес-процессов).