Стратегия дифференциация продукта означает, что фирма может предложить на рынке уникальный продукт, что позволяет сформировать потребительские предпочтения, не зависящие сильно от цены на этот продукт.
Стратегия фокусирования предполагает, что фирма сосредотачивает свое внимание на узком сегменте рынка (на определенной группе покупателей, определенном виде продукции или услуг, на определенном регионе).
Вообще разработка стратегии банка — это внутрибанковский проект, а значит, здесь используются все принципы управления проектами:
· фиксированный срок разработки;
· фиксированный и утвержденный бюджет;
· план-график всех этапов и работ, учет неопределенности, риска;
· проектная команда, назначение руководителя проекта;
· наличие контрольных точек для мониторинга хода разработки стратегии и соответствия хода работ плану-графику;
· лидирующая роль основных акционеров и руководства банка в работе проектной команды,
· вовлеченность и информированность коллектива;
· учет факторов, влияющих на формирование стратегии и всего разнообразия инструментов.
Необходимо различать процесс разработки стратегии (он завершается разработкой внутрифирменного документа и его утверждением на собрании акционеров или совете директоров) и процесс стратегического управления, заключающийся в реализации стратегии и ее непрерывной корректировке.
Практика сформировала разные подходы к разработке стратегии: традиционный и учитывающий неопределенность бизнес-среды.
Традиционный подход основан на микроэкономической модели отрасли (модель 5 конкурентных сил Портера), объединяющей внешние силы, воздействующие на отрасль, и внутренние. При этом используются три основных, достаточно сильных допущения:
· отрасль состоит из не связанных между собой, слабо зависимых друг от друга покупателей, продавцов, конкурентов, взаимодействующих на значительном расстоянии;
· прибыль получают компании, создающие барьеры своим конкурентам (конкурентные, структурные преимущества);
· низкая степень неопределенности позволяет довольно точно прогнозировать поведение конкурентов и выбирать стратегию.
Однако на деле оценить будущее очень сложно. И многие руководители именно этим объясняют свое нежелание разрабатывать стратегию и вообще заниматься стратегическим менеджментом.
Секрет успеха состоит в том, чтобы выяснить, насколько неопределенна окружающая обстановка. Можно выделить четыре уровня неопределенности.
Эти дифференциальные уровни неопределенности требуют соответствующего анализа ситуации. На первом уровне полностью подходят традиционные схемы. На втором нужны проработка сценариев, применение теории количественных игр и опционного ценообразования. На третьем и четвертом потребуется теория качественных игр, анализ скрытого спроса и применение эволюционных моделей.
Итак, в современном деловом мире разработчики стратегий должны учитывать намного более широкий спектр отраслевых структур и основ получения преимуществ перед конкурентами и более высокий уровень неопределенности. Основные этапы разработки стратегии банка представлены на схеме.
Схема 1.
Разработка стратегии банка и тем более ее реализация является для сотрудников банка нововведением, потому нередко встречается в штыки. Значит, нужна тщательная работа с персоналом, подготовка общественного мнения и отношения к проекту.
Итак, первый этап стратегического планирования предполагает формулировку генеральной задачи (мисси банка). Миссия банка – четко сформулированная учредителями причина его существования.
Формулировка миссии — это ответ на вопросы: «Для чего и для кого мы существуем? Каково наше предназначение в удовлетворении тех или иных потребностей общества?». Она отражает предназначение банка, его позиционирование, определяет роль, которую банк хочет играть в обществе.
Она должна кратко отвечать на пять основных вопросов:
v модель бизнеса;
v факторы успеха;
v главная мотивирующая услуга;
v масштаб бизнеса;
v масштаб бизнеса клиентов.
В формулировке миссии должны быть указаны: основное направление деятельности банка; основная категория клиентов; потребности клиентов, удовлетворяемые банком; отличительный признак, подчеркивающий особенность банка, позволяющий выделять именно его среди других; «внешние» аспекты деятельности, демонстрирующие общественную полезность банка.