Наибольшее развитие получил Интернет-трейдинг в Германии. Конкуренцию Германии составляла только Франция, где, несмотря на весьма малую клиентскую базу, объем торговли в 1999 году составил 70% от немецкого, и Швеция, банки которой являлись наиболее современными с точки зрения Интернет-технологий. Безусловным лидером по темпам роста, как уровня сервиса, так и самого рынка акций являются скандинавские страны, в частности, Финляндия и Норвегия. Учитывая силу всеобщей "мобилизации" и взрывного развития технологии WAP, позволяющей обеспечить доступ к информации и торгам через мобильный телефон, перспективы весьма серьезные. Аутсайдерами по темпам развития являются Великобритания и Швейцария. Скорее всего, это во многом связано с их системой налогообложения и высокой стоимостью услуг.
Двигателями американского рынка онлайновых услуг стали два обстоятельства: низкая цена и элементарность сервиса («просто щелкни мышкой»). В Европе фактором роста бизнеса стала не технология сервиса как таковая, а расширение клиентской базы и ряд законодательных и структурных решений, в частности предполагаемая реформа пенсионной системы, что позволило привлечь имеющиеся накопления на рынок.
Отмечу, что, несмотря на неразвитость розничного бизнеса в целом, Европа может похвастаться своими технологическими успехами. Европейские биржи создают современнейшие электронные системы торгов, опираясь на американский опыт и учась на чужих ошибках. Ярким примером является EUREX – детище немецкой срочной биржи DTB (Франкфурт) и швейцарской биржи опционов и фьючерсов SOFFEX. На данный момент это самая быстрорастущая биржа во всем мире, торговый оборот которой в 2005 году превысил более 1,47 миллиардов[10] контрактов, что на порядок выше, чем у других бирж мира. По статистике, около 50% населения Европы занимается Интернет-трейдингом, а из них 30% - совершает операции с валютами. Электронная торговая платформа обеспечивает доступ к широкому диапазону международных фьючерсных контрактов, опционов, акций, облигаций и предоставляет участникам рынка полный спектр качественных и недорогих услуг в рамках единой электронной системы, начиная с приема заявок и заканчивая финальными расчетами по контрактам.
В то время как в мировой среде Интернет-трейдинг развивался и расширялся, российский рынок переживал кризис 1998 года. Как это не парадоксально звучит, но основной толчок к развитию интернет-трейдинга в России был дан именно в это время. Основными участниками фондового рынка до кризиса были западные участники плюс наши профессиональные участники, некоторые юридические лица, на счетах которых были достаточно серьезные суммы. В то время чтобы стать клиентом у крупного брокера, надо было иметь на счете не менее $200 тыс. Кризис больно ударил по всем, клиентов с такими суммами стало значительно меньше, пропал оптимизм. После кризиса 1998 года будущее казалось туманным и неизвестным. Предпосылки создания электронных систем появились уже с самого начала формирования в России финансовых рынков[11], но первые предложения интернет-систем на рынке появились, как только набрал обороты рынок ГКО. Однако эти системы не получили большого распространения: состояние Интернета и уровень доверия к нему инвесторов препятствовали этому, к тому же эти начинания не были поддержаны биржами. После кризиса 1998 г. брокеры сначала были готовы бороться за любые суммы, но розничный бизнес оказался слишком дорогим и не очень прибыльным. Клиенты с суммой счета меньше 50 тыс. долл. оказались совершенно невыгодны и неинтересны для брокеров, управляющих и депозитариев. Вместе с тем, на бирже появилась технология, благодаря которой брокеры смогли подключиться к ней через специальный шлюз, и смогли подключать своих клиентов, которые через Интернет в режиме реального времени смогли выставлять заявки и заключать сделки прямо на бирже.