Бурный расцвет интернет-трейдинга на Западе совпал с введением брокерами технологий ECN - систем прямого доступа, позволяющих клиенту оперировать на рынке без участия брокера.
Инвестиции в бизнес, связанный с предоставлением брокерских услуг через Интернет, считаются чрезвычайно привлекательными сами по себе. Развитие технологий и удешевление стоимости программно-аппаратных средств привело к тому, что по своим информационным возможностям и техническому оснащению частные инвесторы все больше приближаются к профессиональным. В США появился класс так называемых дэй-трейдеров (day trader). В отличие от основной массы инвесторов, дэй-трейдеры извлекают прибыль из краткосрочного изменения внутри дневных котировок, «скальпируя» рынок и закрывая позиции к концу торговой сессии.
Day trading – "внутридневная торговля" - стратегия активной торговли, состоящая в открытии и закрытии позиций в течение одного торгового дня и получении прибыли на малых краткосрочных изменениях цены[8]. Правила NASD определяют day trading как "регулярное выставление в течение торгового дня ордеров на покупку и продажу одних и тех же ценных бумаг[9]".
В Европе неактивно и значительно позднее пошли процессы внедрения Интернет-технологий, но со временем был сделан акцент на развитие электронной торговли в банковской сфере и объединения компаний, предоставляющих разные области финансового бизнеса. Однако в отличие от Америки, где банки «упустили» розничный сектор инвестиционных услуг и отдали пальму первенства онлайновым брокерам, в Европе был реализован другой сценарий.
Дело в том, что в силу особенностей банковской системы в Европе так и не успел прижиться брокерский бизнес, ориентированный на частных инвесторов. Европа «перескочила» американскую модель full-service-брокеров, предоставлявших индивидуальные услуги по телефону, и перешла прямо к Интернет-модели, основанной на розничных услугах онлайновых брокеров. интернет трейдинг правовой инвестирование
С точки зрения скорости внедрения новых технологий наибольшие изменения в банковско-инвестиционном секторе инициировались со стороны сравнительно небольших онлайновых брокеров, на которых приходилась основная часть прироста транзакции в секторе частных инвестиций. Поэтому крупные банки пытались скупить на корню «готовых» онлайновых брокеров, либо организовать собственный сервис на основе этой технологии.
Опыт Америки показал, что такие возможности приводят к взрывному росту количества новых игроков, что мы и увидели в Европе, как будет показано далее. По сравнению с США в Европе сектор он-лайн брокеров слабо развивался. Это было связано как с экономическими факторами и несовершенством законодательства, так и с традиционным менталитетом, отсутствием «привычки» делать такого рода вложения. Однако основным тормозом являлось отсутствие достаточного числа разнообразных инструментов (акций, паев взаимных фондов, облигаций и т.п.), позволяющих использовать инвестиции на фондовом рынке как механизм накопления, минимизации налогов, как элемент пенсионных схем и т.д.
В США покупка акций как способ минимизации налогов, накопления средств на образование, роста пенсионных сбережений, являлась естественной. Например, открыв так называемый individual retirement account (IRA) – персональный пенсионный счет, американец может отчислять на него ежегодно определенную сумму, выводимую из-под налогообложения, и производить любые операции по покупке-продаже активов. Прибыль с такого счета также не облагается налогом, при условии, что наличные могут быть сняты только после выхода на пенсию. В Европе таких возможностей и, соответственно, стимула не было, а основными клиентами Интернет брокеров являлись не консервативные «домохозяйки», а молодые спекулянты.