2. Использование комплексных финансовых инструментов, позволяющих снизить реальную ставку процента за кредит (она должна быть доступна для заемщика и выгодна для кредитора), путем оптимальной комбинации имеющихся в распоряжении банка набора финансовых продуктов. Чем выше доступность ресурса, тем выше спрос на него и тем более полно может быть использован имеющийся инвестиционный потенциал. В табл. 3 приводится сравнительный анализ двух способов инвестирования общим объемом 100 условных единиц:
1) обычный денежный кредит (первый вариант);
2) комплексное финансовое обслуживание (второй вариант).
Анализ приведенного упрощенного примера свидетельствует о том, что по второму варианту общая сумма затрат предприятия по его кредитным обязательствам существенно снижается за счет использования более дешевых альтернативных банковских продуктов.
Таблица 3 - Затраты предприятия по обслуживанию долга для различных вариантов финансирования
При более точном расчете (с учетом приведения дисконтированных денежных потоков по периодам фактических платежей) в обоих вариантах фактическая стоимость финансирования будет несколько выше, однако в любом случае экономия средств во втором варианте будет составлять около 40% суммы затрат по обслуживанию долга по первому варианту.
Для реализации подобных, достаточно сложных схем финансирования необходимо наличие сформированных на первом этапе устойчивых связей между банковскими и промышленными фирмами, которые обеспечивают, во-первых, настроенность банка и предприятия на длительное взаимовыгодное сотрудничество, и, во-вторых, безусловное исполнение обеими сторонами достигнутых договоренностей и согласованного алгоритма действий.
3. Создания активно работающей системы государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Реализация третьего этапа связана с претворением в жизнь первых двух этапов и позволяет значительно повысить экономическую эффективность каждого из них.
Система государственной поддержки может быть реализована путем выделения денежных средств, выдачи гарантий (поручительств), а также созданием режима максимального благоприятствования со стороны исполнительных органов и бюджетов всех уровней. Банк России намерен рефинансировать коммерческие банки (кредитующие промышленность) под залог кредитных требований и векселей кредитуемых предприятий.
В рамках реализуемой государством макроэкономической политики стимулирования экономического роста и осуществления структурной перестройки реального сектора особое внимание уделяется проблеме финансирования промышленных предприятий. Использование в качестве источников ресурсов средств бюджетов, коммерческих банков и самих предприятий, реализующих проекты, позволяет, с одной стороны, добиться удешевления стоимости привлекаемых денежных средств, а, с другой, снизить непосредственно риски коммерческих банков и активизировать тем самым их участие в проектах. Принципиальная схема взаимодействия сторон в процессе внедрения инноваций представлена на рис. 7, где сплошными линиями отмечены финансовые потоки, штрих-пунктирными линиями - финансовые меры государственной поддержки, широкими стрелками - движение материальных и нематериальных активов.
Рисунок 7 - Принципиальная схема взаимодействия сторон в процессе кредитования промышленности
Существенную помощь при разработке и внедрении подобных схем могут оказать методы экономико-математического моделирования кредитно-инвестиционной политики банковских и производственных фирм, позволяющие согласовывать экономические интересы всех участников рассматриваемого процесса и учитывать предпринимательские риски. Создание благоприятного инвестиционного климата путем реализации описанных выше трех этапов является важной макроэкономической предпосылкой для эффективного использования имеющегося потенциала банковской системы страны.