- в-четвертых, высокая цена потребительских кредитов, в том числе в результате практики сокрытия российскими банками реальных (эффективных) процентных ставок.
Указанные выше внешние факторы должны рассматриваться банком «ВТБ 24» как конкретные условия внешней рыночной среды, в соответствии с которыми банк должен выстраивать свою политику потребительского кредитования.
Рассматривая первый фактор – дефицитность ресурсной базы банков, – целесообразно сопоставить складывающие тенденции на рынке потребительского кредитования по лидерам рынка с позициями банка «ВТБ 24» (табл. 3.1.)[38].
Таблица 3.1. – Данные о депозитной базе физических лиц и выданных потребительских кредитах в российских банках, занимающих позиции лидеров в рейтинге самых «розничных» банков (на 01.10.2007 г.)
Банк |
Рейтинг |
Активы (млн. руб.) |
Депозиты частных лиц (млн. руб.) |
Кредиты, выданные физическим лицам (млн. руб.) |
Сбербанк России |
1 |
4 151 587,5 |
2 230 090,6 |
784 020 ,5 |
«Русский стандарт» |
2 |
193 468,5 |
11 026,2 |
169 447,5 |
ВТБ 24 |
3 |
179 444,8 |
62 278,8 |
165 436,7 |
Росбанк |
4 |
231 407,4 |
58 147,7 |
82 999,9 |
Банк Москвы |
5 |
425 962,2 |
103 583,6 |
46 828,2 |
Альфа-банк |
6 |
395 454,0 |
50 982,2 |
31 416,0 |
Импэксбанк |
7 |
61 699,8 |
28 475,9 |
26 604,2 |
Райффайзенбанк Австрия |
8 |
280 673,4 |
60 210,6 |
26 155,4 |
Газпромбанк |
9 |
1 167 555,8 |
71 236,8 |
25 892,7 |
Россельхозбанк |
10 |
351 902,6 |
13 968,9 |
34 473,5 |
Размеры ресурсной базы и капитализации являются ограничением роста потребительского кредитования для многих российских банков. По нашему мнению, российские банки, занимающиеся потребительским кредитованием, прежде всего, должны активизировать депозитную политику по аналогии с зарубежным опытом, который свидетельствует о том, что значительным источником ресурсной базы потребительского кредитования являются вклады физических лиц. Анализ «потребительского» рейтинга российских банков показывает, что у ряда банков – лидеров кредитования населения (например, Сбербанк, Банк Москвы, Альфа-Банк, Газпромбанк, Райффайзенбанк Австрия) объем вкладов многократно превышает объемы потребительского кредитования, однако, у большинства банков-лидеров этого рынка («Русский Стандарт», Росбанк, ВТБ 24) объемы потребительских кредитов превышают объемы привлеченных вкладов. Многие российские банки в целях фондирования кредитных операций в последние годы активно компенсируют недостаточность ресурсов зарубежными займами. В тоже время такие возможности имеют далеко не все банки, и последние кризисные явления на мировых финансовых рынках доказывают высокую рискованность такой стратегии. Кроме того, Банк России вполне обоснованно ужесточает регулирование объемов займов в связи с риском ликвидности банковской системы страны. Потребности же банков в ресурсах для реализации программ потребительского кредитования постоянно растут. Развитие сравнительно новых видов потребительских кредитов (кредиты на образование, кредиты молодым семьям на хозяйственное обзаведение и т.п.) также требуют увеличения средне- и долгосрочных ресурсов. В связи с этим банкам необходимо обеспечить рост и оптимизацию структуры ресурсной базы посредством диверсификации привлеченных источников с учетом их преимуществ и недостатков. Реализация этой задачи, по нашему мнению, возможна также на основе развития таких способов привлечения ресурсов, как размещение коммерческими банками собственных облигаций на рынке ценных бумаг; секьюритизация кредитного портфеля.