При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).
Проблема с обеспечением жильем военнослужащих с 2004 года решалась в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы». Она входила в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и была утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20.11 2003 года.
Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы были утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7.10.2004 года. И она рассматривалась как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Распорядитель счета (участник подпрограммы государственных жилищных сертификатов) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, но при этом должен представить необходимые документы свидетельствующие о том что он является нуждающимся в жилище.
В ближайшие годы в Минобороны России предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям[4]:
обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих и членов их семей, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 года, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;
создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.
При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:
оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;
создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;
повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.
До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысячи квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность ВС РФ[5].
Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются[6]:
строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь, в закрытых военных городках;