Одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. В настоящее время 122,4 тысячи военнослужащих и членов их семей все еще нуждаются в постоянном или служебном жилье.
В апреле 2008 года в Минобороны России утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с ней разработан Стратегический план «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются:
предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года;
создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений;
обеспечение функционирования НИС жилищного обеспечения военнослужащих.
Для решения поставленных задач Минобороны России в 2009 – 2011 годах в рамках Государственного оборонного заказа планирует получить 67 тысяч квартир[3]. Кроме того, в настоящее время проводится работа по размещению государственных заказов на приобретение и долевое участие в строительстве жилья за счет средств, полученных в результате реализации высвобождаемого недвижимого имущества.
Общий порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих в настоящее время определен статьями 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». На основании данного законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений.
Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 года, подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются, исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.