Важную роль играет четкое разграничение ответственности и разделение обязанностей в процессе идентификации и управления рисками.
Учитывая вышесказанное, можно отметить, что система риск-менеджмента выполняет следующие функции:
• методологическую: разработка внутрибанковских положений, системы требований к отчетности и документообороту, системы распределения полномочий в процессе принятия решений;
• аналитическую: создание единого информационно-аналитического пространства банка, анализ банковских операций с точки зрения их доходности, эффективности, рискованности, оценка возможных потерь и вероятности их наступления;
• регулирующую: управление активами и пассивами, ценообразование банковских продуктов и услуг, реализация кредитной политики, установление внутрибанковских нормативов и лимитов;
• контрольную: внутрибанковский мониторинг, внутренний и внешний аудит, деятельность службы внутреннего контроля и службы безопасности.
Рассмотрим методы управления валютными рисками.
Диверсификация – распределение активов и пассивов по различным компонентам как на уровне финансовых инструментов, так и по их составляющим в целях снижения риска.
В основу данного метода положен портфельный подход, который предполагает рассмотрение активов и пассивов банка как элементов единого целого – портфеля, обладающего характеристиками риска и доходности, что позволяет эффективно проводить оптимизацию параметров финансовых рисков в банках.
Этот метод снижения валютного риска предполагает постоянное наблюдение за колебанием курсов иностранных валют. А поскольку предугадать вероятные направления таких колебаний чрезвычайно сложно, то банки для уменьшения риска проиграть в результате невыгодного изменения курсов валют прибегают к диверсификации активов, деноминированных в иностранной валюте.
В качестве основных форм диверсификации используются следующие:
• портфеля ценных бумаг (формирования портфеля определенной структуры, отражающей потребность банка, с одной стороны, в получении процента на вложенный капитал, а с другой – обеспечении прироста капитала посредством роста курсовой стоимости ценных бумаг с учетом приемлемого уровня риска);
• кредитного портфеля (предоставление кредитов более мелкими суммами большему числу клиентов при сохранении общего объема кредитования);
• валютной корзины банка (формирование валютной корзины с использованием нескольких валют для уменьшения потерь в случае падения курса одной из валют);
• источников привлечения средств (привлечение депозитных вкладов, межбанковских кредитов более мелкими суммами, размещение ценных бумаг среди большего количества инвесторов в целях уменьшения вероятности досрочного изъятия средств).
Хеджирование (англ. heaging – ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования рисков. Так, хеджирование применяется для снижения риска потерь, связанных с изменением рыночных факторов (цен на финансовые инструменты, обменных курсов валют, процентных ставок) путем применения определенных мер: фьючерсные операции, опционы, операции СВОП.
Фактически хеджирование означает создание встречных требований и обязательств по операциям с ценными бумагами, валютой или реальными активами. При заключении фьючерсных контрактов и опционов хеджирование выступает формой страхования цены и прибыли от нежелательного изменения, в результате резкие колебания можно сгладить.
Выбор конкретных методов управления или их сочетание производится в зависимости от вида риска, специфики деятель ности банка, финансового состояния и т.д.
Хеджирование для ограничения валютных рисков. Кон тракт, который служит для страховки от рисков изменения кур сов (цен), носит название «хедж» (англ. hedge – изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: на повышение и на понижение.
Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, • представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Применяется в тех случаях, когда не обходимо застраховаться от возможного повышения цен (кур сов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену на много раньше, чем был приобретен реальный товар.