Рассмотрим нормативные акты принятые Национальным Банком Молдовы в двух направлениях:
Прозрачность и полнота;
Качество предоставляемой информации.
На данный момент полнота
и прозрачностьинформации регламентируется двумя документами: «Регламент о порядке раскрытия коммерческими банками Республики Молдова информации о своей финансовой деятельности» [9] и «Инструкция о порядке составления и представления банками финансовых отчетов» [13].
Целью обоих нормативных актов является раскрытие информации, стимулирующей рыночную дисциплину и укрепляющей финансовую стабильность путем повышения прозрачности деятельности банка и его подверженности риску, а также обеспечение широкого круга пользователей информацией о финансовом состоянии банка.
В регламенте установлены критерии и порядок раскрытия банком информации о своей финансовой деятельности, форматы отчетности, периодичность и сроки ее предоставления. Инструкция подробно описывает и устанавливает правила по составлению отчетов, их наполнение, а так же устанавливает некоторые формы отчетов направленные на контроль деятельности банков со стороны НБМ.
Кроме описанного выше «Регламента о порядке раскрытия коммерческими банками Республики Молдова информации о своей финансовой деятельности», в котором указываются качественные характеристики информации (схожие с качественными характеристиками, предложенными выше), качество
информационного наполнения отечности устанавливается «Законом о финансовых учреждениях» [2], «Регламент об организации бухгалтерского учета в банках Республики Молдова» [10], НСБУ №30.
Ст. 34 «Закона о финансовых учреждениях» – обязывает банку заключить договор с независимой аудиторской организацией по согласованию с НБМ, которая:
Осуществляет помощь банку в области бухгалтерского учета;
Контролирует достоверность отражения в отчетах финансового состояния банка;
Проверяет правильность методов и процедур внутреннего аудита и контроля банка;
Информирует НБМ о любых противоправных действиях работников банка и его филиалов.
Так же дополнительные указания к внешнему аудиту банков – порядок проведения, периодичность и структура проверок оговариваются в «Регламенте о порядке составления и предоставления результатов аудита».
Стоит отметить «Регламент об организации бухгалтерского учета в банках», в котором говорится о ведении бухгалтерского отчета и обеспечении четкого отражения состояния имущества и результатов финансового года, который осуществляется на основании норм, методов, правил и процедур предусмотренных МСФО и МСБУ. Перевод банков РМ на международные стандарты, является передовым шагом НБМ, что дает пользователем больший объем информации и делает отчетность более понятной, а соблюдение методик МСФО повышает качественные характеристики информации своевременность, сопоставимость, достоверность.
И выше сказанного видно, что усилиями НБМ информационная составляющая банковской системы РМ становится прозрачнее и достовернее, что является важным для выполнения своих задач и функции НБМ, а так же для принятия экономических решений партнерами, клиентами, конкурентами банка, - а это основа конкурентного развития рыночной экономики страны, повышения эффективности рынка.
В таблице 3.1.1 перечислены некоторые недостатки и нарушения в отчетности банков. Как показывает таблица – основная проблема состоит не в отсутствии эффективных стандартов отчетности, а в том, что существующие стандарты не реализуются должным образом органами, ответственными за учет и регулирование. Действительно, само по себе установление требований к предоставлению информации еще ничего не решает. Эти требования должны сопровождаться эффективными нормами принуждения к исполнению, вплоть до специального законодательства о мошенничестве, обеспечивающими полное, своевременное и не вводящее в заблуждение раскрытие информации. Органы регулирования должны иметь для этого достаточные полномочия.