По оценкам экспертов, рынок кредитных карт будет расти за счет следующих ресурсов:
1. активное развитие кобрендинговых проектов с торговыми сетями, выходящими в крупные города;
2. расширение целевой аудитории за счет привлечения средних по уровню дохода слоев населения и потенциальных банковских клиентов;
3. формирование относительно новых продуктов — мультифункциональных карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных;
4. увеличение льготного периода, рост кредитного лимита.
Проблемы
Наряду с позитивными оценками и радужными прогнозами, существует и противоположное понимание ситуации.
Если критерием оценки рынка взять не темпы роста объемов выпуска карт, и не объемы оборота по сравнению с европейскими странами, картина выглядит менее оптимистично.
Детальный анализ ситуации показывает, что в Казахстане сложились далеко не все условия для стремительного развития рынка кредитных карт. Среди основных проблем специалисты выделяют:
1. экономическую — невыгодность беспроцентного кредитования, обусловленную спецификой рынка;
2. слабое развитие банковской инфраструктуры;
3. отсутствие одного из центральных и очень важных звеньев западного кредитного рынка — кредитных бюро;
4. юридические проблемы взаимодействия с должниками;
5. болезнь роста: когда при введении нового канала продаж или нового карточного продукта возникает нехватка внутренних ресурсов для его обслуживания и, соответственно, страдает качество услуг;
6. проблемы маркетинга и рекламы.
Кроме того, по мнению банковских специалистов, пользование банковскими услугами в нашей стране ограничивает ряд факторов.
1. недоверие к банкам (до 35% представителей среднего класса сомневаются в их надежности);
2. незнание банковских продуктов (до 20% представителей среднего класса плохо осведомлены о них);
3. низкое качество обслуживания (около 15% представителей среднего класса не удовлетворены набором и качеством услуг, временем и технологиями обслуживания).
Добавим, что далеко не каждый банк готов предложить своим клиентам кредитные карты.
Таким образом, «бум кредитных карт» (если таковым можно назвать 6% в общем объеме «пластика» и 4% населения страны) — заслуга мегаполисов, где и уровень жизни выше, чем в целом по стране, и более развита инфраструктура. Однако успехи в продвижении кредиток в десятке крупных городов не стоит переносить на всю страну.
Рынок пластиковых платежных карточек в Казахстане далек от насыщения и совершенства. Сегодня он в основном представлен платежными карточками ряда крупных банков второго уровня. Широкое распространение получили зарплатные проекты. Пластиковые карточки используют в основном для получения наличных денег, а также для выдачи различных выписок, перевода денег с карточки на карточку. Доля безналичных расчетов пластиковыми карточками продолжает оставаться на низком - 5-6% - уровне. Однако это не единственная особенность национального рынка платежных карточек.
Очевидно, что сегодня на рынке внутренних платежей пластиковыми карточками монопольное положение заняли международные карточные системы. Из почти 4,0 млн. пластиковых карточек, эмитированных банками Казахстана, более 90% являются международными, т.е. выпускаются под логотипами ведущих международных платежных систем. Как известно, основным назначением и отличием международных платежных карточек является их способность совершать платежи за пределами страны, Однако за неимением других типов карточек население внутри страны вынуждено использовать международные карточки повседневно. Доля локальных карточек остается незначительной и не позволяет консолидировать их в систему. По этой причине идея создания единой национальной платежной карточки в Казахстане долгие годы остается нереализованной и невостребованной, несмотря на предпринятые усилия и затраты