По данным ФАС, лидерство на казахстанском рынке международных платежных систем принадлежит VISA (85% рынка по оборотам и 62% — по количеству эмитированных карт). Второе место у Mastercard (15 и 38% соответственно).
Чтобы продвигать в Казахстане новые продукты, платежные системы, некоторые банки создают искусственный ажиотаж вокруг рынка кредитных карт, преувеличивая его масштабы и значимость и описывая ситуацию не иначе как: «Казахстан переживает бум кредитных карт», «кредитные карты прочно вошли в жизнь казахстанцев», «бешеные темпы роста». Впрочем, подобные выводы они обосновывают приведенными ниже цифрами.
По итогам первого квартала 2009 года, объем карт, выпущенных VISA, достиг 17 млн. (годовой прирост 62%), а общий оборот по картам VISA превысил $29 млрд. Система Mastercard за это же время выпустила 9,7 млн. карт. Прирост в основном обеспечила эмиссия кредитных карт — 169% за год, по дебетовым — 76%. Общую долю кредитных карт можно оценить в 18,5% (около 5 млн. штук) от всего объема эмиссии двух систем.
По данным пресс-службы VISA International, по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему числу транзакций Казахстан занимает третье место среди стран. Совокупный оборот по картам за январь-март 2009 года составил почти $270 млн. (прирост 58,4%).
Заместитель генерального директора представительства Visa International, вице-президент Visa СЕМЕА Оливер Хьюз выделил на международной конференции «Банковские розничные услуги « этапы развития карточного рынка.
1998-2002 — становление рынка банковских карт на основе дебетовых карточных продуктов.
2001-2008 — массовое развитие рынка с преобладанием зарплатных проектов.
С 2003-го — бум розничного кредитования, а с 2009-го — становление рынка кредитных карт.
С 2010-го — динамичный рост оборотов по кредиткам (за 2003 год количество кредиток увеличилось в 4,3, а за 2008-й — более чем в 6 раз, в то время как число дебетовых карт возросло всего в 1,4 раза, в 2009 году также преобладал рост эмиссии именно кредитных карт).
Сейчас наблюдается определенное насыщение рынка потребительскими кредитами, потребности людей изменились — они хотят использовать удобства кредитных карт при покупке еды, мебели и бытовой техники для новых квартир, бензина для автомобиля. По данным исследования, проведенного компанией IMCA по заказу MasterCard, казахстанские граждане склонны тратить с кредитных карточек денег на 30% больше, чем с дебетовых.
Основные типы поведения потребителей. «Импульсивный кредит» от $100 до $2000. Для этой группы главный критерий выбора кредитора — скорость и простота оформления;
Вынужденный, обусловленный объективной необходимостью кредит от $600 долл. до $3000. Основной критерий выбора банка — величина первого взноса, процентная ставка, размер ежемесячных выплат и срок погашения. Именно эта группа потребителей представляет собой целевую аудиторию для продвижения кредитных карт;
«Запланированный кредит» на долгосрочную перспективу и крупные покупки от $3000 до $10 000.
Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в 2009 году и чуть менее половины — за последние год-два.
Среди многообразия платежных систем, существующих в мире, особое место занимает международная платежная система VISA International. Более половины мирового рынка международных пластиковых карт приходится именно на долю компании VISA International и банков, являющихся членами этой системы. В Казахстане VISA занимает около 80% рынка платежных карт