Сравнение близких, но тем не менее различных револьверных кредитных продуктов - револьверной кредитной и револьверной овердрафтной карт - следует осуществлять с учетом особенностей, накладываемых налоговым законодательством, а также с учетом ситуации на рынке потребительского кредитования, что будет сделано чуть ниже.
В странах с развитым рынком кредитных карт, имеющем историю в несколько десятков лет, стали общепринятыми некоторые свойства кредитных карт, которые можно рассматривать как классические свойства кредитного карточного продукта.
В первую очередь к числу таких свойств относится понятие льготного периода (grace period). Это срок, в течение которого кредитные проценты не начисляются. Долгое время в качестве льготного периода выступал месяц, следующий за отчетным. В последние годы конкуренция вынудила банки увеличивать продолжительность льготного периода, и теперь он часто составляет до 40-50 дней.
Формально льготный период означает следующее. В случае если держатель карты полностью погашает задолженность, указанную в выписке за отчетный месяц (т.е. задолженность на последний день месяца), в течение льготного периода, то на эту сумму задолженности проценты не начисляются. Если же задолженность погашается только частично, в том числе на сумму более минимального платежа (даже почти полностью), проценты на сумму задолженности начисляются.
Что касается кредитной ставки, то у большинства известных американских и западноевропейских банков ставки установлены на уровне 15-20%. При этом для стимулирования операций оплаты товаров и услуг по сравнению с операциями по получению наличных средств, как правило, вводятся дифференцированные ставки:
- процентная ставка для сумм кредита по операциям покупки (purchase APR);
- процентная ставка для сумм кредита по операциям получения наличных (cash advance APR).
Первая обычно меньше на 2-3%. Получение наличных средств является более дорогой для держателя карты операцией по сравнению с операцией покупки еще по одной причине - банки устанавливают комиссию за получение наличных в кредит (cash advance fee).
Что касается кредитных ставок за рубежом, то можно отметить еще одну особенность, нехарактерную для российского рынка. Западные банки применяют два вида ставок: так называемые «входные» и обычные. Входные (introductory) ставки применяются для новых клиентов банка и действуют обычно от 3 до 6 месяцев, а также для суммы задолженности, которая переводится клиентом при переходе из другого банка. Эти ставки существенно ниже обычных: на уровне 5-9% годовых. Понятно, что такая льгота - маркетинговый прием, нацеленный на привлечение новых клиентов. Известно, что имеется определенная доля потребителей, которые пользуются данной особенностью тарифных планов и переходят из банка в банк, оставаясь в каждом по полгода и экономя таким образом на кредитных процентах. Но эта доля сравнительно невелика: большинство клиентов, удовлетворенных качеством обслуживания в своем банке (или своих банках - клиенты часто имеют карты более чем одного банка), не тратят время на постоянное переоформление карт, ценя качество услуги, которое их устраивает, выше выгоды от льготной процентной ставки.
В России кредитные карты как продукт для массового выпуска появились в 2000 г. В течение первых двух-трех лет к широкому выпуску кредитных карт, что называется «на улицу», приступили более 10 российских банков. К концу 2004 г. кредитные карты в массовом порядке выпускали уже примерно 40 банков. Данный анализ особенностей российских кредитных карт основывается на опыте российских банков в 2000-2004 гг.Кредитные карточные продукты российских банков отличаются от описанного классического продукта.
Отличия обусловлены следующими основными факторами:
- ограничениями налогового законодательства;
- иными рыночными ставками;
- особенностями рынка потребительского кредитования. Основная проблема для российских банков, стремящихся реализовать классический продукт, - льготный период.
Налоговый кодекс трактует уплату физическими лицами процентов по кредитам по ставке, меньшей 9%, для случая кредитования в иностранной валюте и меньшей 3/4 ставки рефинансирования, установленной Банком России в рублях, как получение материальной выгоды. Эта «выгода» составляет сумму разницы между процентами, рассчитанными по указанным предельным ставкам, и уплаченными процентами. Ставка налога, действующая на момент написания книги, составляет 13%. Хотя по величине сумма налога в большинстве практических случаев невелика, общепризнано, что потребителям не нравится сам факт возникновения налоговых последствий. Таким образом, прямая реализация полноценного льготного периода, пусть даже сравнительно непродолжительного, наталкивается на практически непреодолимое препятствие законодательного характера.