В 1865-1870хх годах объем операций проходил весьма медленно и была видна тенденция к падению уровня и значимости сберегательных касс. Кризиса не смогли избежать даже такие на первый взгляд успешные кассы, как московские и петербургские. Дело было связано с впуском государственных казначейских билетов, которые приобрели большую популярность и давали похожие проценты практически без волокиты, какова была присуща кассам. Осложняла работу касс и большая конкуренция с акционерными коммерческими банками, заманивавших клиентов высокими процентами. Негативно сказывались и формальности при обслуживании клиентов. К вкладчикам предъявляли суровые требования, например от каждого требовали удостоверение личности, подписанное вкладчиком, а при его неграмотности (таких случаев было предостаточно) – благонадежным лицом, которому необходимо было получить специальную справку из местной полиции. Из-за этого популярность касс сильно упала.
Новый скачок в развитии сберегательное дело получило при Александре III, так как банки один за другим начали объявлять себя банкротами, а хранить кредитные билеты дома было небезопасно, народ снова поверил в эффективность касс, и началась новая эпоха расцвета и наивысшей деятельности этих госучреждений.
Распространение сберкасс среди сельского населения могло бы облегчить возникновение на местах учреждений для мелкого кредита, причем последние могли бы быть связаны с кассами. Привлекая сбережения, кассы могли бы принести огромную пользу сельскому населению рациональной организацией мелкого кредита. При надлежащей организации С. кассы в деревнях могли бы выполнять простейшие кредитные операции, как это, например, делают гминные кассы в Царстве Польском. На практике, однако, дело народного кредита нисколько не подвинулось вперед от увеличения числа сберегательных касс. Напротив, чем больше кассы привлекают народных сбережений, тем меньше шансов на развитие учреждений для мелкого кредита: собирая в деревнях капиталы и отдавая их в распоряжение государственного банка, сберегательные кассы отвлекают сбережения от другого назначения, более производительного с точки зрения народного хозяйства.
Новейшее мероприятие в области С. касс заключается во введении с 1 января 1900 г. системы сберегательных марок; она состоит в том, что самые небольшие сбережения консолидируются покупкой на них особых С. марок (в некоторых странах — почтовых марок), которые наклеиваются на приспособленные для того карточки, до накопления таким путем одного рубля. Цель этих марок — дать малоимущим людям возможность производить сбережения без посещения касс и покупать марки в любое время дня и в несравненно большем числе мест, чем имеется самих касс. Так как на покупку марки требуется гораздо менее времени, чем на взнос денег в кассу, то марки могут получить особенное значение в России, где число сберкасс еще сравнительно невелико, а население разбросано на громадном пространстве при значительной отдаленности сел и деревень от С. кассы. Кроме того, чтобы внести в кассу какую-либо сумму денег, нужно сохранить ее до того времени, когда представится возможность поместить ее туда. Сберегательные марки дают возможность легко собирать мелкие суммы, которыми иногда мало дорожат и небогатые люди. Марки установлены двух разрядов: в 5 и в 10 коп. Карточки для наклейки марок (отдельные для каждого разряда марок) выдаются бесплатно, при покупке марок; они делятся на соответственное число клеток так, чтобы по заполнении всех клеток на каждой карточке имелось марок на 1 руб. Карточки, заполненные на 1 руб., принимаются от предъявителей их всеми кассами как наличные деньги. Продажа марок, кроме сберкасс, возложена на особых посредников, обязательных и добровольных, продающих марки по номинальной цене, за комиссионную плату в размере 1% с вырученной суммы. Обязательными посредниками состоят все С. почтово-телеграфные кассы, войсковые части, учебные заведения, а также учителя и учительницы, стоящие во главе школ, места казенной продажи вина, железнодорожные станции и др. места, взимающие сборы и доходы казенные и общественные. Добровольными посредниками могут быть общественные, сословные и благотворительные учреждения, а также частные учреждения и отдельные лица, которые на это изъявят согласие. Кроме того, разрешается частным лицам продавать С. марки по вольной цене, по примеру существующей вольной продажи почтовых и других марок. Для занесения карточки вкладом на сберкнижку необходимо ее представить в кассу.