Основными мероприятиями для реализации этого направления являются:
- анализ и оценка предметов и объектов, состава и степени рисков, лимитов по потенциально возможным видам обязательного страхования;
- создание нормативно-правовой базы для выбранного конкретно го вида обязательного страхования.
Приоритетным в развитии добровольного личного страхования являются страхование жизни и пенсионное страхование, которые не нашли должного развития в РФ. Важным направлением развития добровольного личного страхования признается также добровольное медицинское страхование. В настоящее время оно является доступным в основном для ограниченного контингента страхователей - физических лиц. Основные объемы собираемых страховщиками страховых премий по этому виду страхования приходятся на договоры медицинского страхования, заключаемые страховщиками с корпоративными страхователями. Значительная роль в развитии добровольных видов личного страхования отводится и страхованию от несчастных случаев.
Второе направление определяет необходимость роста капитализации страховых компаний. Действующие на страховом рынке России страховые компании, несмотря на значительный рост их уставных капиталов за 2002-2004 гг., остаются в сравнении даже со средними страховыми компаниями экономически развитых стран мало- или неконкурентоспособными.
Третье направление предусматривает необходимость дальнейшего совершенствования налогообложения в части страховых платежей и страховых выплат при осуществлении страхования.
Четвертое направление определяет осуществление мер, направленных на привлечение иностранного капитала на российский рынок страховых услуг и интеграцию национальной страховой системы с мировым страховым рынком. На российском страховом рынке действует около полусотни страховых компаний (в том числе дочерних обществ иностранных инвесторов) с участием иностранного капитала. Доля этого капитала в совокупном уставном капитале страховых организаций менее 5%. Основные причины, препятствующие притоку иностранных инвесторов на страховой рынок России сегодня: недостаточная развитость и частота изменений законодательства; низкая страховая культура населения и многих страховщиков; не самые благоприятные макроэкономические условия и высокие темпы роста инфляции; высокий уровень преступности и коррупции во всех сферах деятельности.
Пятое направление предусматривает принятие первоочередных мер по совершенствованию и развитию страхового законодательства:
- создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;
- совершенствование законодательства о налогах и сборах;
- установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов;
- совершенствование осуществления государственного страхового надзора за страховой деятельностью страховщиков на территории РФ.
За период после принятия указанной выше Концепции развития страхования в РФ осуществлено многое из предусмотренного этим документом. Наиболее важными для развития страхования в РФ являются следующие осуществленные мероприятия по направлениям, предусмотренным Концепцией:
Во-первых, развитию обязательного страхования способствовало принятие и введение в действие:
- Закона РФ от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
- Закона РФ от 23.12.03 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;
- Закона РФ от 24.07.02 г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в РФ».
Наиболее существенное влияние на рост объемов имущественного страхования с июля 2003 г. оказало, как указывалось выше, осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Закон, регулирующий отношения в этом виде обязательного страхования, и при имеющихся в нем пробелах, и не до конца проработанных правовых положениях позволяет осуществлять страховую защиту имущественных интересов юридических и физических лиц. Одновременно этим видом обязательного страхования обеспечивается и социальная защита граждан - владельцев транспортных средств, пассажиров и иных потерпевших при страховых случаях лиц.
Во-вторых, рост капитализации страховых компаний, составляющий основное содержание второго направления Концепции, в основном системно и последовательно обеспечивается предписаниями правовых норм
Закона РФ (в ред. от 10.12.03 г. и от 07.03.05 г.) «Об организации страхового дела в РФ», требующих от страховщиков формирования установленной величины уставного капитала. Невыполнение нормативных требований влечет ответственность страховых организаций - отзыв ФССН лицензии страховщика, ликвидацию страховой организации. Минимально необходимые размеры уставного капитала (без дифференциации по видам страхования) страховых организаций были определены - еще до внесения изменений и дополнений в указанный Закон - в рассматриваемой Концепции развития страхования в РФ. Результатом реализации мероприятий второго направления Концепции и правовых норм данного Закона является увеличение совокупного уставного капитала страховых организаций России с октября 2002 г. и до конца 2004 г. почти в 3 раза.