Одной из основных особенностей инвестиционной деятельности страховых компаний, является ее достаточно жесткое регулирование со стороны государства. При этом, государство регулирует не всю инвестиционную деятельность страховщиков, а только процесс инвестирования страховых фондов посредством установления правил размещения страховых резервов (ПРСР). Необходимость такого регулирования обусловлена следующими двумя факторами. Во-первых, характером движения финансовых ресурсов, специфика которого состоит в том, что в распоряжении страховщика в течение некоторого периода оказываются временно свободные (но все же связанные с обязательствами по договорам страхования) средства и эти средства могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Во-вторых, невозможностью контроля за инвестированием этих средств со стороны тех, перед кем страховщик несет страховые обязательства, то есть со стороны страхователей и застрахованных [39. С.57].
Таким образом, для повышения эффективности использования инвестиционных средств страховых компаний, обеспечения практической реализации принципов размещения страховых резервов и введения принципа подконтрольности, целесообразно внести в правила размещения страховых резервов следующие изменения. Во-первых, установить норматив прямых инвестиций, т.е. вложений в ценные бумаги (акции, векселя, облигации т.п.), не включенные в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, на уровне 35-40% страховых резервов. Это позволит страховым компаниям, с одной стороны, инвестировать деньги в средний и малый бизнес, чем, к сожалению, практически не занимаются такие инвесторы как государство и банки. С другой стороны, возвратность и ликвидность данных вложений будут в значительной степени контролироваться непосредственно страховщиками. Такой контроль совершенно невозможен при размещении страховых резервов в государственные, муниципальные или банковские ценные бумаги. Кроме того, предлагаемый подход к инвестированию приведет к росту среднего и малого производства, и, следовательно, к увеличению страхового портфеля, росту объемов страховых премий.
Во-вторых, предоставить право правительствам субъектов федерации самостоятельно дифференцировать указанный норматив по отраслям, исходя из приоритетов структурного развития региональной экономики. Такой подход к управлению инвестиционным потенциалом страховых компаний в условиях роста значимости страхования в экономике страны и увеличения объема совокупных страховых резервов может оказать существенное влияние на развитие производства и обеспечить повышение финансовой устойчивости страховых компаний.