Количество банковских учреждений, расположенных на территории Калужской области, включает в себя 313 действующих пунктов банковского обслуживания. Банковская сеть нашего региона включает в себя 4 самостоятельных кредитных организаций, 23 филиала иногородних кредитных организаций. Кроме того, на территории региона действуют 4 представительства, 70 операционных касс, 139 дополнительных офисов, 63 операционных и 10 кредитно-кассовых офиса.
Кредитные организации региона отличаются размером капитала, численностью и квалификацией персонала, наличием филиальной сети, либо ее отсутствием, уровнем квалификации управленческого персонала, участием собственников банка в его управлении.
Всеми кредитными организациями региона разработаны внутренние документы, регламентирующие оценку кредитоспособности заемщиков, управление кредитным риском, в том числе Методики оценки финансового положения потенциального заемщика.
На примере региональных банков можно судить о том, что в настоящий момент происходит постепенное осознание необходимости разработки внутрибанковских документов действительно позволяющим достаточно адекватно оценивать кредитные риски, "отсеивать" заемщиков с низким уровнем кредитоспособности и формировать резервы в необходимом объеме.
В тоже время на сегодняшний день в практике региональных банков присутствуют недостатки в оценке кредитоспособности заемщиков, наиболее распространенные среди них можно выделить следующие.
1. Недостаточное качество внутренних документов банка, регламентирующих оценку кредитоспособности заемщиков. Отдельные банки еще продолжают разрабатывать внутрибанковские методики под сложившееся качество своего кредитного портфеля, посредством установления таких "нормативных" значений коэффициентов, которые невозможно не выполнить, задавшись целью минимизации резерва на возможные потери по ссудам.
2. С обозначенной выше проблемой качества методик связан вопрос качества и полноты использования банком показателей оценки кредитоспособности заемщиков. Безусловно, кредитные организации должны самостоятельно определять конкретную математическую модель оценки, набор показателей, классификационные шкалы, допустимые значения показателей и т.д. Но при этом необходимо исходить из того, что в теории и практике финансового анализа существуют подходы, которые базируются на широкой статистической базе, доказали свою достаточную объективность и состоятельность, что позволяет активно их использовать при разработке банками методик оценки финансового положения заемщиков.
3. Одна из основных проблем построения рейтинговой оценки заемщиков – подбор оптимальных весов для коэффициентов, входящих в рейтинг, и критериальные значения рейтинга, с помощью которых определяется принадлежность заемщика к той или иной группе надежности.
4. Недостаточно тщательный анализ кредитных заявок (информации по кредитному проекту и источников погашения ссуд). Ряд банков, считают проведение максимально тщательного анализа кредитной заявки (с оценкой бизнеса заемщика и источников погашения кредита на этапе рассмотрения кредитного проекта) обременительным для себя занятием, что особенно характерно в отношении "небольших" кредитов и кредитов "старым" заемщикам.
5. Недостаточность информации или неспособность средств контроля банка выявить ложную информацию о заемщике. Речь идет об отсутствии исчерпывающей, а также надежной и достоверной сравнительной финансовой информации, данных об источниках и планах погашения, о конкретных целях предоставления ссуд. Анализ кредитоспособности заемщиков и правильная оценка кредитных рисков невозможны без такой информации, а ее наличие крайне важно для оценки степени доверия заемщику (реальному или потенциальному), его способности своевременно отвечать по своим обязательствам. Финансовая документация не всегда удовлетворяет потребность банка в информации о заемщике. Дополнительная информация содержится в прогнозных данных, расчетах затрат и потребностей, финансовых планах, комментариях кредитных работников. Для принятия правильного кредитного решения и оценки риска банк должен владеть данной информацией.
6. Недостаточность у банка информации о заемщиках с точки зрения их кредитной дисциплины и опыта взаимодействия с другими банками. Недостаточность такой информации способны компенсировать Кредитные бюро (в российской практике – пока лишь потенциально, несмотря на введение в действие с 01.09.2005 Федерального закона "О кредитных историях"). Мировой опыт свидетельствует о том, что Кредитные бюро повышают уровень сведений банков о потенциальных заемщиках и дают возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд. Из процесса кредитования фактически исключаются в прошлом недобросовестные заемщики. Для банка-кредитора это приводит к снижению кредитных рисков.
7. Признание неплатежеспособного заемщика кредитоспособным при наличии надежного, по мнению банка, обеспечения. В ряде случаев, при определении кредитоспособности основное внимание акцентируется не на способности потенциального заемщика заработать средства, достаточные для выполнения условий кредитного договора, а изначально вопрос о кредитоспособности ставится с точки зрения защиты кредитора от риска только посредством обеспечения. Решение о выдаче кредита должно приниматься в зависимости от способности заемщика самостоятельно погасить ссуду. Обеспечение не может заменить тщательного изучения заемщика и компенсировать недостаточность информации о нем. Следует учитывать то обстоятельство, что процедуры по взысканию задолженности по ссуде могут свести к нулю прибыль от сделки.