В условиях кризиса на первое место в области регулирования кредитного риска стал полный и всеобъемлющий охват сферы деятельности должника. Здесь необходимо, помимо привычных и стандартизированных процедур анализа сферы деятельности заемщика, оценки его финансового положения и денежных потоков, включать еще и ряд таких мер, как анализ контрагентов заемщика, анализ сферы деятельности контрагентов заемщика, анализ состояния банков, через которые контрагенты заемщика осуществляют свои расчеты. Необходим такой объем обрабатываемой информации, при котором можно будет с большой долей уверенности судить о способности компании-заемщика выполнять свои обязательства в настоящее время и в ближайшем будущем. В случае с выбором обрабатываемого объема информации нужно найти "золотую середину", чтобы принять верное решение и в то же время не "закопаться" в рутине добывания этой самой информации.
Также необходимо получать информацию об иных сферах деятельности заемщика, если таковые имеются, и по возможности проводить, хотя бы кратко, их анализ. Возможно, что бизнес, под который был получен кредит в банке, не вызывает особого опасения у кредитующего банка, но при наличии негативных тенденций в другой сфере бизнеса заемщика его менеджмент может направить туда свои финансовые или трудовые ресурсы и в связи с этим, что называется, "прозевать" момент наступления кризисных явлений в кредитуемом направлении бизнеса. Можно порекомендовать несколько вариантов решения данной задачи.
1. Получение максимального объема информации о компании-заемщике, его акционерах, менеджменте, на основе которой можно сделать заключение о положении дел в компании.
2. Можно действовать с помощью службы безопасности, которая самостоятельно соберет информацию по состоянию заемщика. Сотрудникам кредитных подразделений необходимо будет обработать информацию, данной службой, и на ее основе сформулировать свое заключение.
Кризис показал, что не менее важно установление усиленного контроля за деятельностью заемщика. Это, в первую очередь, более частые выезды на место деятельности заемщика, в том числе для осмотра залога, постоянное поддержание диалога с менеджментом заемщика с целью узнать их видение ситуации в целом, а также наличие решений частных бизнес-проблем. Все эти меры необходимы, чтобы не упустить момент, когда клиент может сдаться под натиском сложившихся проблем, что, в свою очередь, может привести к непредсказуемым последствиям. В их числе: инициирование конкурсного производства с неизвестными составляющими, приход нового собственника или новой команды управляющих менеджеров и иные катастрофические последствия для кредитующего банка. Опять-таки, тот кредитор, который раньше других сможет уловить нотки надвигающегося кризиса, будет иметь больше шансов на возврат долга.
Очень важным элементом управления ликвидностью кредитного портфеля является мониторинг предприятий, которые являются конкурентами компании-заемщика в отрасли и/или регионе. Он позволяет разглядеть тенденции, которые могут в дальнейшем, прямо или косвенно, повлиять на деятельность компании-заемщика. Ведь, к примеру, банкротство предприятия-конкурента можно рассматривать как положительное событие, так и отрицательное. В качестве положительного его можно будет рассматривать, если предприятие "рухнуло" под действием внешних факторов, таких как просроченные долги, неудовлетворенность покупателей качеством продукции. Отрицательно относиться к подобному событию стоит в случае, если в период кризиса продукция, выпускаемая предприятием, является невостребованной в принципе как таковая. Это будет громким сигналом о том, что необходимо пересматривать дальнейшее сотрудничество с компанией-заемщиком или хотя бы изменять натурально-вещественную форму залогового обеспечения.