· денежного мультипликатора (банк, выдавая кредит, является источником ресурса для другого банка, который выдает другой кредит за счет этих средств за минусом средств на инвестирование);
· мультипликатора доходов (приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиционного потребления и ростом ВВП);
· мультипликатора налогов (каждый денежный оборот генерирует налоги).
Следует также отметить, что в финансировании приобретения жилья помимо кредита участвуют сбережения домашнего хозяйства (как правило, не менее 30% от стоимости жилья), превращающиеся в инвестиции.
Таким образом, выделение даже в небольших объемах бюджетных ресурсов для рефинансирования ипотечных кредитов, выданных первичными кредиторами, может стать катализатором инвестиционного процесса. Однако несмотря на очевидную эффективность государственного стимулирования расширения совокупного спроса за счет рефинансирования системы ипотечного кредитования, критики такого подхода считают, что это может привести к росту инфляции.
В результате впрыскивание денежных средств на рынок в виде повышения спроса за счет активизации предложения на рынке ипотечного кредитования, даже за счет дополнительной эмиссии, не влечет за собой повышения цен на рынке и, следовательно, инфляции в случае:
· значительного превышения предложения над спросом на рынке недвижимости;
· недогруженности производственных мощностей в жилищном строительстве и наличии квалифицированных специалистов в области строительства, оставшихся без работы, что позволяет быстро обеспечивать любое повышение спроса на жилье соответствующим товарным покрытием. [26, с.121]
Кроме того, как было отмечено выше, жилье является актом потребления товаров. По сути, это инвестиции в капитальные активы. А также, поскольку кредит берется фактически под будущие доходы, определенное повышение спроса на жилье в период кредитования сопровождается вынужденным сокращением текущего потребления заемщиками (по распространенным в мире стандартам, ежемесячно в погашение по кредиту может уходить до 35-40% семейного дохода) в последующий период обслуживания кредитов (10-20 лет). Таким образом, повышение совокупного спроса на этапе рефинансирования ипотечной системы сбалансировано со снижением совокупного спроса на этапе возврата средств. Следовательно, даже если денежные власти будут инвестировать в ипотечную систему за счет проведения дополнительной эмиссии сверх запланированного объема (например, в форме повышения денежной массы в форме покупки облигаций операторов вторичного рынка закладных), это никак не скажется на росте цен и темпах инфляции. Более того, приобретая облигации операторов вторичного рынка, денежные власти тем самым показывают пример (а не только декларируют) уровня своих инфляционных ожиданий, что является важнейшим ориентиром для всех участников рынка. Точечное же увеличение денежной массы, например, в виде покупки ипотечных облигаций операторов вторичного рынка закладных, будет способствовать общему сокращению процентных ставок по кредитам в таком социально важном секторе экономики, как жилищный.