- цель
- размер кредита
- на какой срок
- предполагаемое обеспечение.
К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки:
- нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика.
- финансовый отчет, включающий баланс и отчёт о прибылях и убытках за последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределения.
- данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку - кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для руководства компании - заемщика.
- прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д.
- налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
- бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания - заемщик предоставляет в банк подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления. В частности, документ должен включать:
- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.
- отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов);
- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынке и т.д.);
- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.)
- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);
- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Далее происходит сбор клиентским менеджером недостающей необходимой для проведения анализа кредитоспособности информации о заёмщике.
На втором этапе полученная информация отправляется клиентским менеджером специалистам в отдел залогов, если в условиях кредитного договора участвует залог или другое обеспечение, правовое управление, управление оценки рисков и управление режима и охраны.
Полученная информация проходит полную и тщательную проверку: управление режима и охраны проверяет достоверность существования заёмщика, его специфическую область деятельности на необходимость соответствия условий заявки в указанном размере ссуды, исследование внешних связей с предприятиями данной и других сфер деятельности на наличие стабильного положительного сотрудничества и предоставление коммерческих займов и кредитов со стороны этих предприятий, как одной из составляющих суммы задолженностей, также проверяют базу "Бюро кредитных историй" на наличие уже существующих кредиторских задолженностей и их состояния, в добавок, к этому проверяет взаимоотношения с органами налогового и таможенного учёта на наличие задолженностей и превышение лимита неуплат.
Специалист отдела залогов обязательно проверяет наличие указанного в заявке обеспечения, его количественное и качественное состояние на момент подачи заявки и участии в процессе анализа кредитоспособности другими подразделениями.
Правовое управление отслеживает правильность оформления всей документации участвующей в пакете поданной клиентом заявки и его внутренней деятельности в соответствии с нормативными требованиями, а также осуществляющиеся предприятием сделки и оформленные договора, особенно касающиеся долговых отношений клиента.
Управление оценки рисков рассчитывает допустимые пределы, в которых банк может понести потери и риски сопровождающиеся взаимоотношениями с данным предприятием в областях деятельности как собственно клиента, так и его партнёров по прямым и смежным отношениям и вдобавок рисков непосредственно внутренней организации кредитного процесса вокруг этого заёмщика и обоюдной деловой репутации.