Банковский менеджмент включает в себя две основные составляющие: финансовый менеджмент и менеджмент персонала. Финансовый менеджмент банка имеет собственные научные основы, отражающие специфические стороны управления денежными ресурсами банка. В части управления персоналом теория банковского менеджмента опирается на психологию, деловую этику, социологию и другие науки [18, С. 21]. Вышеуказанные направления банковского менеджмента подразделяются на составные части (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Основные направления банковского менеджмента
Финансовый менеджмент |
Управление персоналом |
· Стратегическое и текущее планирование · Формирование банковской политики · Маркетинг · Управление активами · Управление пассивами · Управление ликвидностью · Управление доходностью · Управление активами и пассивами · Управление собственным капиталом · Управление кредитным портфелем · Управление портфелем ценных бумаг · Управление рисками (валютным, процентным, операционным и др.) · Создание информационной системы |
· Мотивация труда · Организационная структура банка · Расстановка кадров · Система подготовки и переподготовки кадров · Механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования · Организация внутреннего контроля · Система карьерного роста · Принципы внутрибанковской этики |
В современных условиях по каждому из направлений банковского менеджмента возникают проблемы и вопросы, которые требуют решения со стороны субъектов управления банком: государства, в лице Правительства и Центрального банка, менеджмента банка, в лице Правления банка, Совета директоров, руководителей структурных подразделений банка.
Одна из ключевых проблем, возникающая в современных условиях, относящаяся к сфере управления собственным капиталом и активами и пассивами банка, связана с изменениями в подходах регулирования Центральным Банком финансовой устойчивости коммерческих банков.
После кризиса 2008 г. Базельским комитетом банковского надзора были разработаны новые требования (Базель III) по отношению к достаточности собственного капитала банков, ликвидности, риск-менеджмента, качеству менеджмента:
1) повышение качества, прозрачности и устойчивости капитала с ограничениями для капитала первого уровня и вводом нового понятия "корневой капитал первого уровня" (Common Equity Tier 1);
2) усиление требований к покрытию риска капиталом. Комитет предложил усилить требования к достаточности капитала на покрытие кредитного риска контрагента, возникающего по производным финансовым инструментам, сделкам РЕПО и деятельности по финансированию операций, связанных с ценными бумагами;
3) введение показателя левериджа в качестве дополнения к подходу, учитывающему уровень риска при расчете показателя достаточности капитала в системе соглашения Базель II;
4) введение минимальных уровней ликвидности с краткосрочными и долгосрочными требованиями;
5) создание буферов капитала для обеспечения формирования резервных запасов капитала в благоприятные времена, которые могут быть использованы во время кризиса [26].
Пятого апреля 2011 г. Правительство РФ и Банк России сделали совместное заявление о стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. Приложение 1 данного заявления полностью посвящено направлению и срокам реализации в Российской Федерации стандартов Базеля II и Базеля III. Для российской банковской системы ужесточение требований к устойчивости банков со стороны регулятора имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С повышением минимального уровня собственного капитала банка со 180 млн. руб. до 300 млн. руб. началось динамичное сокращение количества банков в России, с рынка уходят малые банки, происходит значительное количество слияний и поглощений. С одной стороны эта мера предпринята Банком России для выявления и удаления с рынка потенциально "слабых" банков. Но в условиях монополизации российского банковского сектора это может привести к дальнейшему ужесточению конкуренции со стороны крупных банков с государственным участием. При этом стоит отметить, что у государственных и крупных частных банков объем собственного капитала в среднем по рынку превышает минимально установленный уровень примерно в 10 раз, при этом 300 млн. руб. не соответствует реальной ситуации на рынке (табл.1.2).