Таблица №6. Состояние рынка акций "второго" эшелона
Параметр |
До запуска торгов на ОАО "РТС" |
После запуска торгов на ОАО "РТС" |
Лоты |
Большие |
небольшие |
Спрэды |
Широкие |
узкие |
Комиссия |
Высокая |
Низкая |
Ликвидность |
низкая или ее отсутствие |
Достаточно высокая |
Рыночные котировки |
отсутствие по многим акциям |
наличие по большому спектру акций |
Круг инвесторов |
крупные, преимущественно институциональные инвесторы |
все инвесторы, в том числе частные – те, кто играет на фондовом рынке через системы интернет-трейдинга |
Как мы видим из таблицы №6, РТС сделала доступными самостоятельные торги акциями второго эшелона для частных инвестора.
Для того, чтобы у инвесторов появился наглядный индикатор состояния этого динамичного сегмента фондового рынка Группа РТС рассчитывает индекс акций "второго эшелона" – Индекс РТС-2 .
Рис. 11
На рис. 11 мы видим динамику роста индексов. Значения индекса РТС-2 выше, а, следовательно, и торговля акциями «второго эшелона» более прибыльна.
Акции «второго эшелона» — ценные бумаги российских компаний средней капитализации. Как правило, в России это компании с годовой реализацией от 50 до 500 миллионов долларов. Их не всегда так же просто купить и продать, как «голубые фишки», но они обладают очень важным для инвестора свойством — недооцененностью.
Потенциал роста акций «второго эшелона» может достигать десятков и сотен процентов. Об этом свидетельствуют финансовые результаты компаний за 2005 год. В частности, НПК Иркут: выручка компании за 2005 год выросла на 14,4% до 711,7 млн. долл. Операционные расходы повысились на 18,6% до 541,7 млн. долл., что в основном связанно с ростом коммерческих затрат. В результате операционная прибыль по итогам года увеличилась на 0,7% до 149,5 млн. долл. Операционная рентабельность составила 21% по сравнению с 23,9% в 2004 году. Чистая прибыль в прошлом году выросла на 24% до 84,8 млн. долл. Показатели выручки и чистой прибыли превышают прогнозы компании, которая ранее не ожидала по итогам 2005 года существенного увеличение продаж. В 2006 году Иркут прогнозирует рост выручки до 1,1 млрд. долл. и чистую прибыль в диапазоне 80-100 млн. долл. В телекоммуникационном секторе отличилась компания МТС, которая намерена существенно увеличить объем дивидендных выплат. Совет директоров рекомендовал выплатить годовые дивиденды по итогам 2005 года в размере 7,6 руб. на одну обыкновенную акцию МТС (около 1,4 долл. на одну АДР). Этот показатель на 25% выше прогноза аналитиков. МТС остаются лидером среди телекоммуникационных компаний по размерам дивидендных выплат. В добывающем секторе важная новость прозвучала от компании Полюс Золото, которая планирует выпустить АДР. Компания обратилось в ФСФР за разрешением на обращение своих бумаг на зарубежных площадках. Компания намерена разместить АДР 1 уровня на 35% своего уставного капитала. На фоне результатов данных компаний в ближайшее время именно они будут фаворитами рынка второго эшелона. По оценкам многих экспертов, долгосрочное инвестирование (а именно таким и является инвестирование в акции второго эшелона) позволит непрофессиональному инвестору получить большую прибыль, чем через активную торговлю и вложение денег в ПИФы.
Резерв таких компаний в стране достаточно велик — в России сейчас существует около тысячи открытых акционерных обществ с выручкой более 50 миллионов долларов, акции которых до сих пор не торгуются на рынке. Помимо высокого потенциала роста, акции «второго эшелона» привлекают инвесторов возможностью отраслевой диверсификации, а также отсутствием политических рисков, характерных для крупных компаний. Однако низкая ликвидность акций «второго эшелона»[52] налагает свои, и довольно жесткие, ограничения на торговлю. Другим не менее важным фактором является привлекательность компании для стратегического инвестора. Особенно часто в качестве цели для поглощения рассматриваются небольшие предприятия в металлургической, горнорудной и лесной отраслях промышленности. Как следствие, цена акции в блокирующем пакете повышается на 30–50% от рыночной цены, а премия за контрольный пакет может иногда составлять 150%, а то и куда большую сумму. Сейчас, например, инвесторы охотно готовы переплачивать за предприятия розничной торговли. Для них это означает «выход на потребителя» — конкретные и вполне понятные деньги. Большой интерес у инвесторов вызывают предприятия химической промышленности. Возникают интересные предложения и в области «новой экономики». Яркий пример - опыт «Рамблера», который собрал огромные деньги фактически под идею. На цену акций «второго эшелона», так же как и на «голубые фишки», сильно влияет любая доступная информация о компаниях. На стоимости акций отражается как благоприятное освещение в прессе, так и контрпропаганда конкурентов. И чем более компания зависит от информации, тем активнее влияет информационное окружение.