Этими законодательным и нормативным актами были существенно расширены и улучшены ранее действовавшие условия государственного обязательного окладного страхования имущества колхозов. Добровольное страхование имущества колхозов с 1 января 1968 г. было отменено.
На основании Указа государственному обязательному страхованию подлежали: урожаи всех сельскохозяйственных культур (кроме урожая сенокосов и пастбищ), сельскохозяйственные животные, домашняя птица, кролики, пушные зверки и семьи пчел, а также основные и оборотные средства колхозов.
Органы Госстраха впервые в мировой практике стали проводить страхование урожая по самому широкому кругу страховой ответственности, включая засуху, недостаток тепла, излишнее увлажнение, безводье и маловодье в источниках орошения и другие необычные для данной местности метеорологические или иные природные условия, а также от болезней, вредителей растений и пожара. Уровень страхового обеспечения по сельскохозяйственным культурам повысился до 50%, а впоследствии – до 70% от суммы ущерба.
Фактически по сельхозкультурам страхование проводилось на случай недобора урожая. При гибели или повреждении сельскохозяйственных культур размер ущерба определялся исходя из стоимости количественных потерь урожая основной продукции культуры на всей площадки посева (посадки) в колхозе, исчисленной по разнице между стоимостью урожая на один га в среднем за последние пять лет и данного года по действующим государственным закупочным ценам.
При гибели сельскохозяйственных животных ущерб определялся исходя из их балансовой стоимости, зданий и сооружений – из балансовой, инвентарной стоимости их с учетом амортизации.
Ни в одной стране мира не проводилось и не проводится страхование сельскохозяйственных культур по такому широкому комплексу страховых рисков, отвечающих интересам производителей сельскохозяйственной продукции. Основным положением страхования имущества колхозов являлся принцип эквивалентности платежей и выплат страхового возмещения хозяйствам в масштабе республик.
Участие всех колхозов в формировании страхового фонда позволило установить по государственному обязательному страхованию имущества колхозов минимальные страховые тарифы, размеры которых определялись с таким расчетом, чтобы суммы выплат страхового возмещения, исчисленного исходя из ущерба, нанесенного в результате страховых событий, включая суммы отчислений на предупредительные мероприятия, а также затраты на ведения дела по страхованию сельхозкультур за десять лет; по страхованию животных, основных и оборотных средств за пять лет соответствовали сумме платежей колхозов за указанный период.
Структура тарифных ставок предусматривала следующее распределение средств страхового фонда: на выплату страхового возмещения колхозом – 91%, на финансирование предупредительных мероприятий – 4%, на образование межреспубликанского запасного фонда по страхованию имущества колхозов – 3% и ведение страхового дела – 2%.
Никакой прибыли при расчете страховых тарифов не предусматривалось. Денежные средства межреспубликанского запасного фонда по страхованию имущества колхозов использовались для выдачи из него по решению Министерства финансов СССР, согласованному с Министерством сельского хозяйства СССР, возвратных ссуд органам государственного страхования союзных республик в те годы, когда имеющихся в их распоряжении средств для выплаты колхозам страхового возмещения окажется недостаточно.