Хеджирование – страхование от возможных потерь при изменении цены товара на рынке реального товара путем покупки фьючерсных контрактов [5,с. 424].
Хеджирование- страхование срочных сделок с ценными бумагами от возможных резких колебаний рыночных цен на фондовые ценности при совершении сделок на длительный срок [2,с.332].
Цель хеджирования - перенос риска изменения цены с одного лица – хеджера на другое - спекулянта.
В качестве хеджера могут выступать два лица, когда один из них страхуется от риска повышения, а другой – понижения цены.
Заключение фьючерсного контракта позволяет компании заранее зафиксировать будущую цену реализации. Товар реализуется по долгосрочным контрактам, а разница между фьючерсными ценами на момент закрытия фьючерсного контракта и на момент его продажи компенсирует потери держателя короткой фьючерсной позиции в случае падения цен.
При повышении будущих цен на товар держатель короткой фьючерсной позиции отказывается от дополнительной прибыли, чтобы в периоды низких цен компенсировать убытки на фьючерсном рынке. В большинстве случаев для компании важнее стабильность финансовых поступлений и заранее определенная рентабельность производства, чем возможность получить дополнительную прибыль от высоких мировых цен на продукцию, но при неблагоприятном изменении цен понести ощутимые убытки.
Рассмотрим применение фьючерсных контрактов для хеджирования открытой позиции компании, осуществляющей экспорт никеля. На Лондонской бирже металлов (ЛБМ) торгуются фьючерсные контракты на никель сроком на три, пятнадцать и двадцать семь месяцев. Наиболее ликвидные фьючерсные контракты — трехмесячные. Компания может использовать их для хеджирования ценового риска в среднесрочном периоде. Один фьючерсный контракт па ЛБМ позволяет купить или продать 6 т никеля. Как и в случае стабилизационного фонда, примем, что компания реализует 24000 т никеля в квартал, поэтому для хеджирования ценового риска необходимо приобрести 4000 коротких фьючерсных контрактов.
Для обеспечения исполнения обязательств по фьючерсным контрактам биржа требует от участников торговли внесения за каждую открытую позицию определенной суммы денег (начальной маржи). В дальнейшем клиент обязан поддерживать залог, который определяется как сумма начальной и вариационной маржи. Вариационная маржа для длинных фьючерсных позиций составляет разницу между текущей фьючерсной ценой и ценой открытия позиций, умноженную на объем контракта. Для коротких позиций вариационная маржа равна разнице между ценой открытия контракта и текущей ценой, умноженной на объем контракта. Например, если клиент открыл короткую фьючерсную позицию в текущий торговый день, а на следующий день фьючерсная цена повышается, то вариационная маржа будет отрицательной. Величина залога, которым в данном случае необходимо обеспечить открытые позиции, равна сумме начальной маржи и абсолютного значения вариационной маржи. Если остаток счета клиента недостаточен для обеспечения залога по открытым фьючерсным позициям, то возникает ситуация при которой брокер требует закрытия части фьючерсных позиций либо внесения дополнительных средств для обеспечения залога. Если клиент не вносит дополнительных средств в установленный биржей срок, то брокер закрывает позицию клиента, заключив противоположный контракт по отношению к первоначальному. Таким образом, применение фьючерсов в качестве инструментов хеджирования рисков вынуждает отвлекать определенные финансовые ресурсы для внесения первоначальной и вариационной маржи.