Последние 10 лет специалисты и сами участники национальных рынков банковского самообслуживания непрерывно жаловались на тяжелую жизнь. Банки – владельцы устройств выдачи наличных сокрушались по поводу чрезвычайной остроты конкуренции и, соответственно, падения доходов. Компании – производители банкоматов беспокоились по поводу снижения спроса на дорогие многофункциональные устройства. Специалисты в один голос говорили о чрезмерном насыщении рынка и необходимости поиска новых моделей бизнеса. Сами держатели карт тоже были недовольны – увеличением размера комиссий и появлением нового явления под названием surcharge, т.е. банальной дополнительной платы за пользование услугами банкоматов, принадлежащих независимым провайдерам услуг.
При всем при этом статистически наличие каких-либо кризисных явлений на глобальном рынке услуг банковского самообслуживания не находит однозначного подтверждения.
Действительно, динамика количества и величин трансакций в среднем в расчете на одного жителя в экономически развитых странах в период 2000–2006 гг. напоминает американские горки. В иные годы эти показатели растут по 10–15%, в иные годы – на столько же падают. Особенно заметно падение было в 2006 г., когда и величина средней трансакции по снятию наличных в банкоматах, и частота пользования банкоматами в некоторых странах упала по сравнению с предыдущим годом весьма значительно: в США это падение по обоим показателям составило более 20%.
Однако при этом во всех рассматриваемых странах общее количество банкоматов в период 2000–2006 гг. продолжало стабильно расти, причем в некоторых странах едва ли не по 10% в год. Значит, на взгляд владельцев банкоматов, экономическая выгода от развития бизнеса все-таки была, и получаемая прибыль вполне реально компенсировала негативные эффекты от колебания спроса на услуги и обострения конкуренции.
Таблица 3.4. Количество банкоматов в расчете на 1 млн. жителей в 2002–2006 гг.*
Страна |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Бельгия |
564 |
606 |
657 |
669 |
683 |
Канада |
778 |
877 |
1037 |
1145 |
1272 |
Франция |
490 |
538 |
580 |
606 |
637 |
Германия |
556 |
563 |
580 |
603 |
612 |
Италия |
487 |
524 |
549 |
632 |
683 |
Япония |
934 |
944 |
922 |
918 |
895 |
Нидерланды |
418 |
422 |
435 |
445 |
466 |
Сингапур |
483 |
470 |
446 |
435 |
371 |
Швеция |
281 |
291 |
295 |
289 |
297 |
Швейцария |
642 |
655 |
675 |
694 |
706 |
Великобритания |
421 |
468 |
563 |
621 |
690 |
США |
677 |
813 |
967 |
1135 |
1220 |
В среднем |
648 |
717 |
794 |
879 |
927 |
Россия |
19 |
25 |
27 |
41 |
62 |