Средства, списанные со счета юридического лица в результате совершения всех названных операций, за исключением безналичных операций на территории Российской Федерации, связанных с основной деятельностью организации и проведенной в рублях, считаются выданными юридическим лицом под отчет держателю корпоративной карты. Возврат неизрасходованных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
При совершении операций с использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счете клиента осуществление расчетов по таким операциям производится путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму в соответствии с условиями договора, заключенного между эмитентом и клиентом.
Важным обстоятельством следует признать установленный действующим законодательством запрет на использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера.
Следует рассмотреть регулирование государством технологии осуществления расчетов с использованием банковских карт.
Общее содержание операций с использованием банковской карты, независимо от конкретной технологии, сводится к составлению либо в письменной, либо в электронной форме расчетных и иных документов, являющихся основанием для проведения расчетов между участниками платежной системы и подлежащих, в конечном счете, исполнению за счет клиента.
Общая схема порядка взаимодействия участников расчетов и осуществления расчетов с использованием банковских карт состоит из нескольких этапов.
Клиент банка представляет в банк заявку на получение банковской карты. Форма заявки определяется банком. Сведения, приведенные клиентом, используются банком для оценки кредитоспособности клиента и определения величины установленного лимита.
При положительном решении банк открывает клиенту специальный счет для учета карточных операций, в Российской Федерации такие счета именуются специальными карточными счетами. Одновременно в банковском компьютере создается мастер-файл, куда заносится вся необходимая, постоянно хранящаяся и периодически обновляемая информация о клиенте: фамилия, адрес, номер карты, срок ее возобновления, кредитный лимит.
Затем особое подразделение банка или сторонняя специализированная организация изготовляет персональную карту клиента. Если это карта с магнитной полосой, на лицевой стороне чистой пластиковой заготовки с логотипом платежной системы, наносятся в виде рельефного изображения фамилия и имя клиента, номер карточного счета, код банка-эмитента и дата истечения срока карты (а иногда и дата начала ее действия). При покупке клиентом товара в магазине карта вместе с торговым счетом «прокатывается» в специальном аппарате – импринтере, и рельефные буквы отпечатываются на всех трех экземплярах счета, оставляя необходимую информацию.
Персональные данные клиента записываются также на магнитную полосу на обороте карты. Первая дорожка этой полосы выделяется для Международной ассоциации авиаперевозок и имеет собственный стандарт. Данные этой дорожки считываются в процессе использования карты и не подлежат обновлению.
Вторая дорожка закодирована по стандарту Американской ассоциации банкиров и тоже используется для считывания. На ней записаны фамилия клиента, номер карточного счета, срок действия карты.
Третья дорожка предназначена для использования карты в банкоматах или в терминалах в торговых точках. Здесь записан ПИН-код для идентификации личности владельца, а иногда информация о состоянии банковского текущего сберегательного счета, количество ежедневных трансакций, дата последнего использования карты. Эти данные могут быть переписаны, если карта используется в режиме off-line, т.е. когда считывающее устройство не имеет прямого выхода на центральную систему обработки данных.