Эмиссия облигаций с ипотечным покрытием может осуществляться только ипотечными агентами и кредитными организациями, В поправках, внесенных Правительством, предложено не допускать банки к выпуску ипотечных ценных бумаг. Такая позиция обосновывалась тем, что в случае банкротства кредитной организации в первую очередь выплачивается задолженность вкладчикам (физическим лицам), и держатели ипотечных ценных бумаг не могут рассчитывать на возврат вложенных средств в первоочередном порядке.
С целью повышения гарантий владельцев ипотечных ценных бумаг рассматривалась идея допустить к ипотечному кредитованию только те банки, которые не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Таких банков немного, они не имеют широкой известности, следовательно, их стабильность не может быть гарантирована, что в свою очередь не позволит привлечь дешевые финансовые ресурсы в ипотечную систему в достаточных объемах. Поэтому при рассмотрении закона в Государственной думе был предложен компромиссный, и, вероятно, наиболее рациональный подход - установить дополнительные требования к банкам, обладающим правом эмиссии ипотечных ценных бумаг. В частности, будут устанавливаться минимальные соотношения размера предоставленных ипотечных кредитов и капитала, размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций. В законе определены лишь показатели, а конкретные значения коэффициентов устанавливаются Центральным банком. Нельзя не согласиться с такой схемой, поскольку регулирование банковской системы относится к компетенции Банка России.
Ипотечным агентом является специализированная коммерческая организация, исключительным предметом деятельности которой является приобретение требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, а также закладных, обладающая правом осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием. В соответствии со статьей 8 Закона «Об ипотечных ценных бумагах» ипотечный агент имеет гражданские права и обязанности, но не может иметь штат сотрудников. Это требование означает, что фактическое управление ипотечным агентом передается сторонней организации. Цель такого подхода ясна - снизить риски банкротства ипотечного агента, повысить его прозрачность, гарантировать ограничение спектра его деятельности только приобретением закладных и эмиссией облигаций с ипотечным покрытием. Однако это ведет к возрастанию издержек. В связи с этим представляется правильным разрешить ипотечному агенту иметь штат сотрудников, установив при этом ограничение расходов (по аналогии с ограничением вознаграждения управляющего ипотечным покрытием). Кроме того, следует установить также размер уставного капитала ипотечного агента.
Для контроля качества обеспечения достаточно того, что денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам, включаемые в состав покрытия, заносятся в специальный реестр обеспечения и учитываются на отдельном балансе. В случае банкротства эмитента это позволит вывести покрытие ипотечных ценных бумаг из общей конкурсной массы, гарантируя тем самым права владельцев облигаций с ипотечным покрытием. Согласно закону размер обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие облигаций, не может быть менее 80% от общей номинальной стоимости облигаций. На момент представления документов для государственной регистрации выпуска облигаций с ипотечным покрытием размер обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие таких облигаций, должен быть не менее общей номинальной стоимости и суммы процентов по этим облигациям. Эти шаги предпринимаются для привлечения средств на ипотечное кредитование. Однако установленный размер обеспеченных ипотекой требований (80%)