Организационно-правовая форма учреждения (общества, объединения), предоставляющего микрофинансирование, варьируется в зависимости от страны, в которой оно находится. Перечислим наиболее распространенные варианты:
кредитный союз;
коммерческий банк;
неправительственная организация;
лизинговая компания;
государственный банк;
ассоциация;
самоорганизуемая группа;
поставщик, трейдер и т.д.
Учитывая растущую роль организаций, занимающихся микрокредитованием, необходимо отметить, что в случае возникновения у такой организации каких-либо серьезных проблем они могут автоматически распространиться на весь регион, в котором она работает, и спровоцировать значительные социальные потрясения.
Регулирование деятельности субъектов микрофинансирования также отличается в зависимости от страновой принадлежности. В некоторых странах существует саморегулирование.
Это не означает, что организация существует сама по себе. Обычно она устанавливает правила внутреннего контроля, правила корпоративного управления и раскрытия информации. Однако государство не вмешивается в управление, поскольку микроагентства не являются источниками потенциального системного риска, и попытки регулировать и контролировать данный рынок не оправдывают себя с финансовой точки зрения. Требование предоставить госорганам отчетность сохраняется, однако она необходима не для осуществления пруденциального надзора, а для целей формирования статистических данных.
Есть страны, в которых государственные органы регулируют деятельность крупных организаций, оказывающих услуги по микрофинансированию и представляющих определенную потенциальную угрозу стабильности рынка. Выборочное регулирование призвано задействовать как можно меньшее количество чиновников. Предполагается, что это снизит расходы средств налогоплательщиков.
Наконец, существуют страны, где имеет место тотальное государственное регулирование всех организаций, занимающихся микрофинансированием.
Обеспечение исполнения обязательства может возлагаться как на одного заемщика, так и на нескольких.
Организация, предоставляющая микрофинансирование, может изучить предыдущую кредитную историю потенциального заемщика или то, как он ранее управлял своими денежными средствами, какие сбережения мог сделать, и исходя из этого принять решение о выдаче кредита.
Специальные схемы микрофинансирования предусматривают ответственность одних лиц за других.
Например, кредиты могут предоставлять группам от пяти до восьми человек. Если заемщик не выполняет свои обязательства по кредиту, штрафы налагаются на всю группу, члены которой впоследствии не могут получать дополнительные кредиты. Иногда в группу включают родственников, для того чтобы стимулировать возврат кредита, однако наличие родственников в группе может привести к конфликту интересов.
В силу специфичности данного направления финансовой деятельности (множество мелких кредитов без обеспечения) существуют определенные требования, выполнению которых необходимо уделять особое внимание:
наличие в организации профессионального менеджмента;
четко обозначенные цели и принципы распределения ответственности за выполнение поставленных задач;
наличие эффективной и прозрачной бухгалтерской системы;
эффективный внутренний контроль;
наличие эффективного механизма защиты вкладчиков;
разработка информационной системы, финансовых и операционных стандартов;
правильный выбор организационно-правовой формы.
Если говорить о задачах, стоящих перед государством, то оно должно сформировать гибкую систему налогообложения организаций, занимающихся микрофинансированием, их клиентов, вложений иностранных фондов.
Кроме того, следует тщательно проработать процедуры регулирования и определить круг лиц / органов, уполномоченных осуществлять такие процедуры.