Для адекватной защиты от рисков, связанных с колебаниями валютных курсов, руководству следует: 1) определить и измерить риски; 2) создать и внедрить систему отчетности, позволяющую отслеживать риски и колебания валютных курсов; 3) утвердить политику распределения ответственности за управление рисками; 4) сформулировать стратегию защиты от рисков.
Этап 1. Измерение и прогнозирование. Для разработки реалистичной стратегии защиты от рисков компания должна прогнозировать уровень риска, связанный с каждой валютой из числа тех, в которых она ведет расчеты по своим операциям. Поскольку различные типы валютно-курсовых рисков сильно различаются между собой, конкретный риск следует определять по каждой валюте в отдельности. В то же время для одной и той же валюты необходимо разделить конверсионный риск, риск, связанный с валютными сделками и прочие виды рисков. Всё это необходимо для разработки гибкого комплекса мер по защите от неблагоприятного воздействия рисков. Другой важнейший аспект - прогнозирование валютных курсов применительно к выявленному риску. Методы прогнозирования изменяются от традиционной интуиции до сложных экономических моделей, но во всех случаях с переменным успехом. Как минимум, менеджеры должны оценить диапазоны, в которых может колебаться курс той или иной валюты на соответствующем временном отрезке. Для отслеживания валютных курсов фирмы иногда обзаводятся собственными группами прогнозирования. Эти специалисты должны оценить направление, величину и временной отрезок изменения валютного курса. Есть фирмы, которые для составления прогнозов привлекают сторонние организации.
Этап 2. Формирование системы отчетности. Как только компания выработала стратегию определения валютных рисков и оценки динамики валютных курсов, она должна разработать и внедрить систему отчетности, обеспечивающую защиту от рисков. В силу характера задачи следует объединить активные усилия заграничных предприятий и центральных подразделений компании. Вклад иностранных филиалов важен для повышения качества информации, используемой при прогнозировании. Валютные курсы изменяются часто, поэтому информация должна поступать от тех, кто "держит руку на пульсе" той или иной страны. Кроме того, страхование (хеджирование) от рисков дает максимальный эффект только в том случае, когда налажено тесное взаимодействие с персоналом заграничных филиалов.
Контроль уровня валютного риска из центра важен для более эффективной защиты ресурсов. Каждое подразделение может определять уровень валютных рисков для себя, но при этом не следует забывать, что и корпорация в целом находится под риском. При выборе политики для корпорации можно не принимать во внимание тот факт, что валютные риски структурных составляющих организации (т.е. отделений, дочерних компаний, филиалов и т.п.) могут компенсировать друг друга.
Руководство обязано разработать систему единой отчетности, пригодную для всех подразделений, отчитывающихся перед центром. В отчете должны быть идентифицированы счета под риском, которые центральное руководство хочет контролировать; находящиеся под риском позиции каждого счета с указанием соответствующей валюты, а также временные периоды, на которые распространяется оцененный риск.
Установив уровень риска, каждое базовое подотчетное подразделение направляет соответствующие данные на следующий уровень иерархии для предварительной консолидации. Этому уровню может соответствовать региональная штаб-квартира (например, по Латинской Америке или Восточной Европе) или продуктовое отделение, уровень всегда зависит от организационной структуры фирмы. Предварительная консолидация позволяет региональному управлению или продуктовому отделению классифицировать уровень риска по счетам и валютам на каждый отчетный период. Отчеты с мест должны быть постоянными, строго периодичными и стандартизованными, только в этом случае при формулировании стратегии будет обеспечена совместимость данных и их независимость от времени. Окончательный вид отчетность приобретает на уровне корпорации. Здесь уже можно определять уровень валютного риска для корпорации в целом и формулировать варианты стратегии, наилучшим образом удовлетворяющие её интересам.