Между тем обеспечение устойчивости рубля – главная задача и обязанность Центрального банка (ЦБ), вмененная ему конституцией. В сегодняшней России валютный курс – это не только показатель макроэкономического здоровья нации. Ровная динамика курса – важнейший индикатор социальной стабильности для всего населения страны. Устойчивый рубль – это мощный фактор доверия правительству, его экономической политике. Это – положительный ориентир для рядовых налогоплательщиков, огромной массы мелких и средних предприятий, являющихся центрами занятости и жизненных интересов населения периферийных регионов. Национальная валютная политика потому и называется национальной, что она призвана сбалансированно представлять интересы всех групп общества, а не только тех, которые имеют возможность активно влиять на позицию правительства.
Высшие менеджеры крупнейших российских компаний, получающие доходы от вывоза природной ренты и лоббирующие усиление монопольного положения своих предприятий на валютном рынке, возможно, слабо осознают, что логика подобного развития событий ведет к катастрофическому подрыву платежеспособности государства и в конечном итоге – к вынужденной национализации компаний. Напомним, что такого рода предложения самым серьезным образом обсуждались в конце 1998 – начале 1999 гг. Их актуальность в значительной мере была снята успешными и эффективными мерами по валютному регулированию. Поэтому в российских условиях ускоренная либерализация валютного рынка льет воду на мельницу ортодоксальных коммунистов.
Сейчас курс рубля существенно занижен: по разным оценкам, он составляет от 20 до 40% паритета покупательной способности. Между тем за годы перестройки промышленный потенциал России пришел в состояние сильнейшего физического и морального износа. Начавшийся подъем – если, конечно, стремиться к тому, чтобы он продолжился, а не захлебнулся, – потребует всесторонней модернизации производственных мощностей. Понятно, что широкий спектр оборудования и технологий придется покупать за границей. Дальнейшее падение курса лишит предприятия этой возможности.
Взаимосвязь валютной стратегии и политики обслуживания государственного долга. Одна из основных задач, стоящих в настоящее время перед правительством России, – урегулирование проблемы внешнего долга.
Осуществляемая в последнее время денежно-кредитная политика направлена на наращивание валютных резервов и обусловлена огромным внешним долгом. Сегодня ставка обязательной продажи валютной выручки банкам за рубли является одним из элементов этой политики, позволяющим ЦБ накапливать валютные резервы страны для платежей по внешнему долгу.
Необходимо учитывать тот факт, что снижение курса рубля не позволит возродить полноценный рынок государственных краткосрочных обязательств. Инвесторы предпочтут вложениям средств в бумаги с рублевым номиналом в первую очередь валютные активы. Кроме того, существенное снижение курса рубля по сути окончательно разрушит государственный бюджет: непомерно вырастут процентные расходы, лишая финансирования здравоохранение, образование, науку, оборону.
Как следствие, по крайней мере, не уменьшится отток капитала за рубеж. Меры административного противодействия этому процессу существенно ограничены принятыми РФ обязательствами по обеспечению конвертируемости рубля по текущим операциям в соответствии со статьей VIII устава МВФ. В свою очередь это приведет к проблемам выплат внешнего долга, размер которых возрастет в ближайшие годы.
При текущих объемах необходимых платежей для обслуживания и погашения внешней задолженности России (с учетом ожидаемых валютных поступлений) любые действия по либерализации валютного оборота, в частности снижение норматива обязательной продажи валютной выручки, несомненно, вызовут изумление иностранных кредиторов, ожидающих от правительства России прежде всего действий, направленных на повышение собственной платежеспособности.