Для самих банков депозиты стали одним из основных инструментов пополнения ликвидности. Посему вклады принимали под максимальный процент. С начала 2010 года, когда на повестку дня вновь встала активизация кредитной деятельности, депозиты любой ценой уже не нужны. Банкинг требует более дешевых депозитов.
Тем паче, что Центробанк в 2009 году решил поставить депозитные ставки под контроль.
Борьба с высокими ставками по рублевым депозитам началась осенью 2009 года. И хотя до сих пор можно найти предложения, сулящие до 11% годовых, в большинстве случаев ставки упали вдвое-втрое от 18-20% годовых, предлагаемых весной 2009-го. Снижение было стремительным. Если в июле 2009 года средняя ставка топ-10 крупнейших банков по объему розничных депозитов составляла 14,85%, то в конце июня 2010 года она равнялась 9,28%.
Вероятно, что Центральный банк, вслед за ужесточением контроля за уровнем ставок по рублевым депозитам, намерен заняться и валютными. И банки, которые будут предлагать свыше 10,5% годовых под валютные депозиты, рискуют покинуть Систему страхования вкладов.
Впрочем, сама Система страхования вкладов сняла вопрос степени доверия. Сегодня все банки, принимающие депозиты, симметричны в плане надежности.
Итог всего: во-первых, цена депозита перестала быть главным фактором привлечения вкладчиков, во-вторых, надежность банков идентична и обеспечивается госгарантией.
Осталась лишь одна возможность – конкурировать на сервисе.
По последнему пути двинулись многие банки. Вкладчикам предлагали бонусы и подарки – например, интересный тур и т.п. Но магистральным способом привлечения клиентов это не стало. Согласно опросу НАФИ и рейтингового агентства «Эксперт РА», лишь 5% населения целенаправленно ищут вклады с такими предложениями. Впрочем, если в 2008 году только 8% респондентов отмечали, что были бы рады подарку, то в 2010 году этот показатель возрос почти в 3,5 раза и составил 29%. При этом число людей, полагающих, что если дарят подарки, то экономят на процентной ставке, сократилось до 13% в 2010 году против 23% в 2008 году.
Некоторым банкам удалось привлечь средства за счет хорошо поставленных рекламных кампаний. Причем именно в последнее время банки стали использовать нетрадиционные для них каналы, особенно - в Интернете. Из масштабных рекламных кампаний в Интернете запомнились новогодние программы, когда банки договаривались с крупными интернет-порталами, такими как Яндекс или Мэйл.ру.
И вот тут выявилась любопытная картинка. Как только конкуренции за счет размера ставок пришла на смену конкуренция «рекламно-маркетинговая», на российском депозитном рынке тут же проявились мощные лидеры. Причем ими стали отнюдь не тяжеловесы из первой «двадцатки» российских банков, а, скорее, те банки, которые на депозитном рынке можно назвать «молодыми драконами». Именно они продемонстрировали результаты, которые можно назвать выдающимися.
СМП-банк – увеличение депозитного портфеля за год почти на 380%. Мастер-Банк – 175% прироста за тот же период. Национальный банк «Траст» - 167%. «Хоум Кредит» - 143%
Сегодня можно констатировать: маркетинговые стратегии этих банков в сфере привлечения депозитов можно считать примером – если не для подражания, то, как минимум, для изучения. Причем одним из основных инструментов этих стратегий стало реформирование депозитной линейки.
Так, с целью максимального удовлетворения запросов клиентов в конце прошлого года – начале текущего банк «Траст» вводил новые вклады и менял функционал существующих. При этом банк внимательно следил за рыночной конъюнктурой, осуществлялось и активное маркетинговое сопровождение срочных вкладов, направленное на информирование клиентов о нововведениях в линейке депозитов.
Основным направлением привлечения вкладчиков в 2009-10 годах стал Интернет. Классические способы привлечения, как, например, наружная реклама, ТВ и радиореклама, постепенно уходят в прошлое из-за своей дороговизны и слишком низкой эффективности. Наблюдается и качественный сдвиг - если раньше банкиры в основном заказывали баннерную или контекстную рекламу, и привлекали клиентов только за счет огромных бюджетов, то сегодня они ищут в Интернете уже своего, целевого клиента. И находят. Если посмотреть на динамику привлечения вкладов в коммерческие банки, то самые быстрые темпы мы увидим именно у тех банков, которые ищут своих вкладчиков в Интернете.