В течение периода экономических реформ, начатых в 1991-1992 г.г. , в основном сформировалось новая банковская система страны, построенная на основе разгосударствления и развития кредитных институтов различных форм собственности Система кредитно-финансовых институтов состоит из двух уровней - учреждений ЦБ и КБ. В течение нескольких лет произошел интенсивный рост общего количество КБ, сложилась инфраструктура рынка в обращение были введены основные финансовые инструменты, задействована система государственного регулирования и контроля деятельности, необходимая законодательная база, подготовлена достаточное количество квалифицированных банковских работников. Сложились базовые предпосылки для полноценного функционирования банковских институтов в условиях рыночной экономики.
В 1992 г. Последовавшая вслед за отпуском цен инфляция давала банковскому сектору экономики ряд сравнительных преимуществ:
· возможность устанавливать высокие процентные ставки по кредитам; в условиях инфляционных ожидание и сравнительно меньших ставках по привлеченным средствам это позволяло доводить уровень процентной маржи до 30 - 40 %;
· постоянный рост курса доллара к сумму, являющийся одной из составляющих инфляционного процесса, приносил высокие прибыли на курсовой разнице и валюта обменных операциях;
· инфляционное обесценение невозвращенных ссуд у условиях роста номинальной валюты баланса позволяло безболезненно производить списание просроченных ссуд;
· складывающаяся в данных условиях экспортно-импортная ориентация экономики стимулирования высокодоходное коммерческое кредитования торгового оборота в оптовой торговле.
В 2001-2002 г.г. развитие Узбекской банковской системы происходило в результате воздействия нескольких факторов. С одной стороны, как будет показано ниже, резко уменьшилась доходность вложений по основным видам активных операций. С другой стороны, уже сточились условия проведения пассивных операций - произошло подорожание привлеченных средств и уменьшение возможностей по их использованию.
Усложнение форм деятельности, возникновение новых задач и возрастание операционных рисков в связи с новыми условиями на финансовых рынках ставят перед КБ проблему эффективного управления активными и пассивными средствами, поиска и внедрения действенных на практике и научно обоснованных методов экономического анализа. На решение некоторых из этих задач рассматриваемых в контексте новых условии, направлено данные исследование.
Методология внешнего финансового анализа предусматривает обработку обобщенных экономических данных, представленных в бухгалтерском балансе банка и в отчете об общих финансовых показателях. Пользователями результатов финансового анализа являются потенциальные и актуальные клиенты, акционеры и контрагенты банка. В ряде случаев (при выдаче межбанковских кредитов и установление корреспондентских отношение), банк-кредитор либо другой контрагент может претендовать на расширенной доступ к информации, включая баланс счетов второго порядка. Финансовый анализ проводит так же представители государства в лице органов ЦБ, получающие благодаря своему статусу данные о соблюдение нормативов, максимальном объёме кредитование одного или группы связанных заёмщиков, отчеты по кассовым операциям, объёме операции на рынке государственных краткосрочных облигаций (ГКО), динамики средств на корсчете и т.д.
Согласно приняты западной экономической теории точки зрения управленческий учет, и анализ включают в себя следующий составные части:
1. Планирование и контроль деятельности.
2. Составление отчетности, сформированной особым образом, и анализ деятельности на основе полученных данных.
3. Осуществление оценки работы и предоставление рекомендаций и консультаций.
В управление как научной дисциплине сложилось несколько основных направлений. Одно из них - логистика - рассматривает так называемые организационно-технические подходы к управлению, то есть различные аспекты оптимальной и наиболее эффективной организации производственного процесса. Другие направление основной акцент делают на работе с персоналом, на разработке маркентиговой стратегии и т.д. В рамках управление как дисциплины сложились так же управленческий учет и анализ деятельности, входящие в качестве составных элементов в управленческих цикл компании, организации, банка. Управленческий цикл включает следующие этапы: учет (боле широко - сбор информации, включая маркетинг) - анализ - планирование - организации - контроль - регулирование. Все этапы цикла должны быть глубоко интегрированы в единой системы менеджмента, работать с одними и теми же стандартами и формами данных, на базе совместимого программного и автоматизированного обеспечения.
Применяется следующая система коэффициента, входящая в факторной анализ прибыли за период сего банка.
К1 (прибыль/капитал) Центральный показатель отражает рентабельность деятельности банка для его учредителей и акционеров. Он разлагается на два производных показателя К1 = К2 (прибыль / актив) : К3 (капитал / актив).