Первая группа - это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью банка.
Основные представители этой группы:
Акционеры банка. Им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики;
Кредиторы. Кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы. Для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам;
Клиенты банка. Клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но в данном случае клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности. С этой позиции их интересует, прежде всего, надежность банка;
Конкуренты. Эта часть пользователей в первую очередь проводит анализ своих конкурентов в сравнении с показателями собственного банка. А так же отслеживает изменения в предложении новых продуктов, в изменении процентных ставок кредитов и депозитов, а так же условия кредитования у банка конкурента.
Следующая группа - это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Таких пользователей может быть очень много. Основные представители этой группы:
Национальный банк, контролирующий выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе государства;
Аудиторские компании, проводящие аудит финансовой деятельности банка для подтверждения качества и достоверности предлагаемой банками информации;
Статистические и информационные службы – проводят финансовый анализ банковской системы для публикации статистических материалов по итогам работы банков;
Рейтинговые агентства. Эта группа анализирует деятельность банков по принятым внутренним методикам, составляя различные рейтинги банков.
Следует отметить, что при очень схожей методологии проведения анализа при аналитической проверки банка органами надзора – Национальным банком Молдовы и методами, применяемыми внутренними банковскими аналитиками, цели и задачи у них разнятся.
Однако общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельности и степени надежности функционирующего банка. Так, без углубленного анализа финансового состояния коммерческих банков Национальный Банк РМ не сможет обеспечить как контрольные и регулирующие функции, так и надежность банковской системы в целом. На основе оценки деятельности коммерческого банка его клиенты предприятия и население стремятся выбрать наиболее надежный банк и определить целесообразность и перспективы дальнейших с ним взаимоотношений.
Рассмотрим отдельно цели и задачи проведения финансового анализа Национальным банком и коммерческими банками.
Согласно «Закону о Национальном банке Молдовы» от № 548-XIII от 21.07.1995 статья 4 п. 1: «Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен». В рамках решения этой задачи НБ выполняет следующие функции [1, ст. 5]:
определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;