Фактически коэффициенты Z-оценки содержат элемент ожидания. Это означает, что если Z-оценка некоторой компании находится ближе к показателю средней компании-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если же менеджеры компании и банк, осознав финансовые трудности, предпримут шаги, чтобы предотвратить усугубление ситуации, то банкротства не произойдет, то есть Z-оценка является сигналом раннего предупреждения.
Таким образом, модель Альтмана пригодна для оценки общей деятельности компании.
Модель Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите. При этом под "невыполнением условий" подразумевается не только непогашение ссуды, но и любые другие отклонения, делающие ссуду менее выгодной для кредитора, чем было предусмотрено первоначально.
В модели Чессера для оценки вероятности невыполнения договора используются следующие критерии:
- если Р > 0,50, следует относить заемщика к группе, которая не выполнит условий договора;
- если Р < 0,50, следует относить заемщика к группе надежных.
Модель оценки рейтинга заемщика Чессера подходит для оценки надежности кредитов. Однако, используя математические методы при управлении ссудами банка, необходимо иметь в виду, что предоставление коммерческих кредитов не есть чисто механический акт. Это сложный процесс, в котором важны как человеческие отношения между сторонами, так и понимание технических аспектов. Математическая модель не учитывает роль межличностных отношений, а в практике кредитного анализа и кредитования этот фактор необходимо учитывать.
Соглашение Базельского комитета (Basel II) рекомендует использовать при кредитовании подход, основанный на внутренних рейтингах,в следующем виде:
· Построение системы внутренних кредитных рейтингов;
· Оценка кредитоспособности заемщиков и присвоение им рейтингов;
· Вычисление для каждого заемщика вероятности его дефолта;
· Оценка суммы задолженности заемщика в момент возможного дефолта;
· Оценка доли невозврата активов в случае наступления дефолта;
· Срок погашения задолженности.
Реализация описанной схемы кредитования возможна при наличии достоверных математических методов оценки основного показателя-вероятности дефолта заемщика.
Все вышеизложенное говорит о необходимости управления неопределенностью при кредитовании клиентов. Помимо моделей Альтмана и Чессера можно использовать еще несколько методов борьбы с неопределенностью:
1. Экспертные методы, основанные на оценке имиджа клиента, хотя это сужает клиентуру банка и делает невозможным постановку кредитования на поток. Здесь же используется система балльных оценок клиентов, с помощью этого метода можно обрабатывать только относительно небольшое количество кредитных заявок.
2. Скоринг (от англ. Score - счет) – наиболее прогрессивный метод управления неопределенностью при кредитовании клиентов – количественный расчет риска кредитования того или иного клиента в виде вероятностей его дефолта. Скоринговые методы позволяют обрабатывать неограниченное количество заявок, способствуют формированию более разнообразной клиентской базы и при наличии эффективных моделей не требуют особых навыков персонала и постоянного контроля.
Таким образом, оценка риска на основе скоринговых моделей – это наилучший метод управления неопределенностью при кредитовании.