SWAP -ы возникли
в рамках параллельных займов, развивавшихся к 1970-х годах. Действовавший в то время в большинстве стран, контроль за обменом валют ограничивал возможность получения компаниями иностранного финансирования, а также кредитования инвесторами зарубежных заемщиков.
Первый валютный SWAP в том виде, который известен до сих пор, был разработан в Лондоне в 1979 г. Последующие два года рынок был небольшим, неликвидным и недостаточно устоявшимся. Все изменилось в 1981 году, когда компания Salomon Brothers разработала валютный SWAP с участием Мирового банка и компании IBM. С тех пор SWAPы приобрели доверие к себе со стороны участников рынка именно из-за авторитета участников первого SWAPа. От валютных SWAPов к процентным был сделан лишь небольшой шаг. Первый процентный SWAP появился также в Лондоне, и распространился в США после того, как одна из авторитетных организаций Sallie Mae использовала процентный SWAP для преобразования обязательств с фиксированной ставкой на плавающую.
После установления рынка, объем операций на нем рос достаточно быстро. Если в конце 1982 года объем всех обязательств по валютным и процентным SWAPам составлял около 5 миллиардов долларов, то уже к 1990 он вырос до 1,5 триллиона. Вначале финансовые учреждения лишь исполняли роль брокера для своих клиентов, взимая определенную плату со сделок по SWAP-ам, т.е. они находили партнеров и помогали проводить переговоры заинтересованным сторонам. Однако такая консультационно- брокерская деятельность оказалась намного сложнее, чем предполагалось вначале. Посудите сами: найти две компании, у которых окажутся полностью противоположные интересы по одной сделке уже достаточно трудно, а еще необходимо привести в точное соответствие все индивидуальные пункты контрактов . Поэтому вскоре банки, инвестиционные и другие финансовые компании стали предлагать компаниям себя в качестве контрагента по сделке. Таким образом, эти финансовые учреждения становились дилерами по SWAPам и реализовывали большую ликвидность рынка. Теперь банки стали играть свою естественную роль финансовых посредников. Они становились владельцами основного капитала, а не брокерами, принимая на себя валютные и процентные риски, а не относя их на счет клиентов. При этом дилеры по SWAPам легко закрывали возникающие нетто-риски на развитом рынке казначейских обязательств США или, в случае валютных SWAPов, на фьючерсных рынках.
К 1984 году ведущие коммерческие и инвестиционные банки - дилеры начали работу по стандартизации документации по SWAPам. В результате в 1985 году эта группа организовала Международную Ассоциацию дилеров по SWAPам - International SWAP Dealers Assotiation (ISDA) и выпустила первый стандартизированный кодекс. К 1987 году Ассоциация выпустила сборник стандартных генеральных соглашений о работе на рынке SWAPов. Такие генеральные соглашения регламентируют основные принципы работы контрагентов. Все последующие сделки трактуются как дополнения к генеральным соглашениям. Подобная стандартизация в большой степени сократила издержки на оформление и ведения сделок типа SWAP.
Товарные SWAPы впервые были разработаны в США Chase Manhetten банком. Однако из-за трудностей в стандартизации на рынке США, которые продолжались вплоть до 1987 года, основной объем сделок вышел за пределы этой страны на другие рынки, и к началу 1990 года мировой объем обязательств по товарным SWAPам составлял порядка 8-9 миллиардов долларов. Однако в настоящее время именно этот рынок имеет наибольшый потенциал по сравнению с достаточно развитыми рынками процентных и валютных SWAPов.
Успех SWAPов - яркая иллюстрация выгод, которые создаются финансовыми нововведениями
Валютные свопы
могут быть использованы в качестве инструмента страхования долгосрочного валютного риска, т.е. риска убытков от неблагоприятных колебаний курса валют. Долгосрочный валютный риск возникает вследствие различных причин.
- Если компания осуществила долгосрочные инвестиции в определенной валюте и они обеспечивают поток регулярных доходов, то риск для компании будет заключаться в возможном снижении стоимости данной валюты. Это сократит величину (в национальной валюте инвестора) как дохода от инвестиций, так и самого инвестированного капитала.
- Если у компании есть долговременные обязательства в иностранной валюте, например срочные кредиты, но нет регулярных поступлений в данной валюте, то для нее существует риск роста стоимости данной валюты, что сделает более дорогим обслуживание этого займа.
- Если компания рассчитывает произвести какие-либо платежи в иностранной валюте или получить какие-либо средства, она будет подвергаться опасности колебаний стоимости валюты до самого момента платежа или получения средств. Рост курса валюты увеличит стоимость любого платежа, а его падение - сократит сумму поступлений.