Кредитование малого предпринимательства в России является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателей. Банки в свою очередь разрабатывают разнообразные продукты и акции для удовлетворения финансовых потребностей представителей малого бизнеса. Объемы кредитования малого предпринимательства растут с каждым годом, но, не смотря на это, потребности предпринимателей в кредитных средствах удовлетворены лишь на 30-40 %.
Одной из основных проблем малого бизнеса в нашей стране является сложность получения кредита для развития собственного предприятия. Несмотря на то, что многие аналитики предсказывают хорошие перспективы кредитования малого бизнеса - к 2010 г. прогнозируется снижение процентных ставок по кредитам, увеличение сроков предоставления кредитов, упрощения процедуры оформления кредитов, что позволит пользоваться банковскими услугами по кредитованию более широкому кругу предпринимателей.
Частные предприниматели сталкиваются с целым рядом проблем при получении займов.
В условиях кризиса многие банки предпочитают выдавать кредиты только тем предпринимателям, с которыми они имеют положительный опыт работы и для тех предприятий, которые работают в сфере предоставления услуг, производства или продажи товаров не менее полугода, и имеют заметную прибыль.
Для того чтобы оказать поддержку малому бизнесу Правительство России и органы местного самоуправления разработали определённые меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Многие региональные власти предоставляют кредиты для индивидуальных предпринимателей по ставкам, которые намного ниже среднерыночных. Для того чтобы получить подобный кредит, индивидуальный предприниматель также должен выполнить ряд условий: например, малое предприятие должно работать в определенной сфере бизнеса или предприниматель должен относиться к определённой возрастной категории (молодёжное предпринимательство).
Региональные власти предлагают приватизировать или выкупить на льготных условиях помещения, которые предприниматели занимали в течение долгого времени.
В любом случае, для получения кредита для индивидуального предпринимателя владелец бизнеса должен тщательно разработать инвестиционный план, а также подготовить экономическое обоснование кредита, которое должно быть предоставлено в кредитную организацию.
Но все же одной из основных проблем, которые делают перспективы развития малого бизнеса менее оптимистичными, является отсутствие у частных предпринимателей собственности, которая могла бы стать залогом при предоставлении кредита. Многие финансовые группы предпочитают работать с крупными предприятиями, предоставляя им значительные кредиты на развитие производства. Малые предприятия являются своеобразным «довеском», который не приносит банкам крупных доходов.
Рассматривая перспективы кредитования малого бизнеса, аналитики выделяют следующие тенденции, которые должны «оживить» рынок. Очевидно, что спрос со стороны малых предприятий довольно высок, конкуренция на банковском рынке становится все острее, поэтому, казалось бы, банки заинтересованы в предоставлении кредитов малому бизнесу, снижая процентные ставки. Но многие кредитные организации понесли довольно заметные убытки, к которым привел мировой финансовый кризис.