Один из основных бизнес-процессов страховой компании – урегулирование убытка в результате наступления страхового случая. Представим этот процесс в виде последовательности этапов – например, при страховании транспортного средства от ущерба.
1. Заполнение заявления о наступлении страхового случая;
2. Предоставление страхователем всех необходимых документов, подтверждающих право страхователя/выгодоприобретателя собственности на объект страхования, а также право на получение страховой выплаты (копии ПТС, св-ва о регистрации ТС, талона ТО, доверенности, договор купли-продажи имущества, копия страхового полиса, квитанции об оплате очередной страховой премии и проч.);
3. Направление на внутреннюю или независимую экспертизу причиненного ущерба;
4. Предоставление страхователем всех необходимых документов, подтверждающих факт события, приведшего к причинению ущерба имуществу страхователя (справки из ГИБДД, из МВД, из МЧС, из лечебных заведений и проч.);
5. Предоставление результатов экспертизы ущерба;
6. Принятие решения о выплате страхового возмещения, либо о способе урегулирования убытка страхователя;
7. Проведение выплаты страхового возмещения, учет данной выплаты, либо проведение взаиморасчетов с СТО и предоставление/учет/согласование калькуляций стоимости восстановительного ремонта;
8. Закрытие дела об урегулировании убытка.
Эта последовательность аналогична и для других типов страхования – например, страхования жизни: отличаются лишь комплекты предоставляемых документов и круг лиц, контролирующих процесс их предоставления и принятия решения по делу.
Процесс урегулирования убытка обычно происходит последовательно.
В ходе него принимаются следующие решения:
1. Об открытии дела об урегулировании убытка;
2. О проведении экспертизы ущерба;
3. Об отсутствии состава мошеннических действий;
4. О полноте предоставления документов для урегулирования убытка;
5. О положительном решении в урегулировании убытка и способе урегулирования;
6. Об увеличении размеров ущерба при обнаружении скрытых повреждений (для ТС) либо при изменении калькуляции ремонта и пр.;
7. О закрытии дела.
На каждом этапе прохождения заявки по маршруту для принятия адекватного решения необходим доступ к полному пакету документов по ущербу, включая копию договора страхования/ полиса, который должен попадать в Систему непосредственно после его подписания клиентом. Так как страховые компании часто имеют территориально-распределенную структуру, предоставление полного комплекта документов по делу на каждом этапе согласования приобретает особое значение: это позволяет исключить возможность мошенничества со стороны клиента или страхового агента, а также обеспечить оперативность рассмотрения дела.
Таким образом, автоматизированная система управления документооборотом в страховании решает следующие задачи:
1. Обеспечение непротиворечивости и актуальности данных, на основе которых принимается решение об урегулировании убытка;
2. Обеспечение соблюдения установленного маршрута урегулирования убытка;
3. Создания единого архива документов, необходимых для обеспечения процесса урегулирования убытка;
4. Предоставление оперативного доступа сотрудников к необходимым данным/документам на соответствующем этапе;
5. Предоставление механизмов контроля состояния дела на этапах согласования;
6. Ведение «виртуального дела» клиента, где агрегируются все необходимые документы для работы в процессе урегулирования убытка (приложение 3).
Согласование типовых договоров происходит автоматически по устоявшимся регламентам. Но если речь заходит о сверхлимитных либо нетиповых договорах, процесс согласования отличается от обычного. Для контроля процесса требуется:
· Обеспечить четкую последовательность этапов согласования
· Обеспечить быстрый доступ к необходимой и актуальной информации и документации по договору, причем информация и документация должна быть едина и дополняема для всех участников процесса
· Информировать заинтересованных участников процесса о результатах
· Обеспечить аудит согласования
· Минимизировать временные издержки по передаче документов
· Урегулирование страхового случая
Для обеспечения эффективного взаимодействия по процессу требуется:
· Обеспечить формирование «пакета документации», в котором будут видны связи между всеми документами по страховому случаю
· Обеспечить доступ к единой базе клиентских договоров и полисов
· Обеспечить доступ к единой базе фотоматериалов, результатам экспертиз и пр.
· Обеспечить четкую последовательность прохождения процесса по службам компании