Факторинг (от лат. Factor- агент, посредник) представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции являются покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора.
Банки покупают счета-фактуры поставщика на условиях немедленной оплаты 80% стоимости этих счетов-фактур. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.
Цель факторингового обслуживания – своевременное инкассирование долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, предоставление (по желанию клиента) кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учета, создание условий для производственной деятельности, соответственно помощь в увеличении оборота и прибыли предпринимателя.
Факторинговые операции осуществляются на основании договоров, причем могут заключаться как договоры о полном обслуживании клиента банка, так и договоры о предварительной оплате требований.
Договор о полном обслуживании клиента заключается при постоянных, длительных контактах поставщика и банка. В этом договоре предусматриваются: переуступка поставщиком всех счетов на своих покупателей, защита от появления сомнительных долгов (договор без права регресса), ведение дебиторского учета и управление кредитом, обеспечение гарантированного притока средств.
Договор о предварительной оплате требований предполагает переуступку части счетов-фактур на покупателей, частичную оплату счетов-фактуры (80%) и ведение дебиторского учета.
Факторинг позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика. Подобные преимущества факторинга особенно важны в России, когда неплатежи предприятий достигают существенных размеров. Вместе с тем факторинг не лишен недостатков. Во-первых, это наличие кредитного риска по факторинговым операциям. Для минимизации негативного влияния кредитного риска банки определяют лимиты задолженности плательщика, устанавливают лимиты отгрузки товаров поставщику, проводят страхование по отдельным сделкам. Во-вторых, это сложности применения факторинга в условиях инфляционной экономики, когда происходит постоянное обесценение рубля и соответственно суммы платежа.
Форфейтинг (от фр.a forfeit) – это покупка долга, выраженного в оборотном документе, таком, как, например, переводной или простой вексель, у кредитора на безвозвратной основе.
Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе (форфейтинге) от своего права на обращение регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит со скидкой.
Механизм форфейтинга используется в сделках двух видов:
· В финансовых сделках – в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
· В экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг (например, аккредитивы). Важно, чтобы эти бумаги были «чистыми» (содержащими абстрактное обязательство).
Привлекательность форфейтинга увеличивается в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, недостатком валюты для оплаты импортируемых товаров (во многих развивающихся странах), усилением политических рисков и по некоторым иным обстоятельствам.
В последние годы расширение сферы форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой шло по линии инвестиций в форфейтинговые активы.
Покупая активы, форфейтер осуществляет инвестирование. Возможно, он не хочет держать свои средства в подобной форме в течение длительного времени, а наоборот, стремится к перепродаже инвестиций другому лицу, также становящемуся форфейтером. В результате последующей перепродажи долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок.